Важным моментом восприятия памятников религиозного творчества является обязательность двусторонних усилий или религиозного диалога. Со стороны посетителя личное переоткрытие наследия требует эмоциональной включенности, «крови души и сердца», со стороны религиозного памятника — создания соответствующих условий. Среди них отметим огромную роль образно-символической выразительности при интерпретации наследия, работающей с внутренними, потаенными пластами сознания; комплексность впечатлений, получаемых при помощи возможно большего числа органов чувств, интерактивность, концентрацию творческого внимания, создание особого поля эмоциональной включенности, предощущения личного открытия, недопустимость излишнего вербализма и готовых схем констатирующей интерпретации с позиций непреложного научного знания.
Голгофа — высшая смысловая и пространственная точка экспозиции:
– символ глобальной трагедии России ХХ в., произошедшей на вершине ее пространств, между небом и землей, на Соловках;
– символ того «детского» вывода, ради которого Россия прошла свой крестный путь о том, что человек ― никогда не средство, но всегда цель.
Соловки — запись в вечный синодик национальной памяти национальной трагедии. Соловки — поиск и обретение подлинной правды об историческом прошлом России — единственного неложного пути ее возрождения.