Актуальность нашей работы обусловлена важностью в развитии ребенка среднего дошкольного возраста полноценного общения, с одной стороны, и недостаточным вниманием родителей, воспитателей к свободному дружескому общению между детьми, с другой изменениями, происходящими в организме ребенка и влияющих на его коммуникативные особенности.
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных коммуникативных навыков, приводят к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности детей в процессе игры.
Ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и устранения недостатков аномального ребенка. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование навыков общения детей с отклонениями в речевом развитии является одной из приоритетных задач коррекционной работы в специальных образовательных учрежденях, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня навыков общения субъектов общения [8].
*
*
2.4 Эффективность сюжетно-ролевой игры в качестве средства формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста
После проведения формирующего эксперимента, направленного на формирование коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры, нами был проведен завершающий этап эксперимента.
Целью контрольного эксперимента было выявление изменений в изучаемом нами явлении, т.е. в формировании коммуникативных навыков оу дошкольников 4-5 лет средствами сюжетно-ролевой игры.
Для решения данной задачи мы использовали те же методы, что и в процессе проведения первого этапа констатирующего эксперимента:
1. Изучение навыков общения, автор Г.А. Урунтаева.
Цель: изучение навыков общения дошкольников со сверстниками.
2. Наблюдение за процессом общения детей со сверстниками. Авторы Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова.
Цель: выявление особенностей общения детей со сверстниками в процессе межличностного взаимодействия.
Изучив результаты диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста были представлены в таблице 6.