Введение:
Вопрос о понятии ценных бумаг не является умозрительным, теоретическим. Вот уже многие годы этот вопрос является центром дискуссий и законодательной работы в области фондового рынка.
Ограниченность определения ценных бумаг, на которое ориентировался рынок в 1991 – 1993 гг. недостаточность государственного регулирования привели к тому, что в 1994 году в обход требований закрытия информации, регистрации и т.п., резко расширились объемы эмиссии суррогатов ценных бумаг, которые также, как и классические ценные бумаги, выпускались серийно, в массовом порядке, имели стандартное содержание и были предназначены для масштабного привлечения средств инвесторов в компании, не имеющие, как правило, реальных активов. В результате произошли ряд скандальных последствий в 1994 году.
Если бы понятийный аппарат законодательства позволил определить указанные суррогаты в качестве ценных бумаг, то это привело бы к применению к суррогатным эмиссиям необходимых процедур раскрытия информации и государственного регулирования, что в свою очередь, позволило бы финансовые риски инвесторов значительно снизить.
Поэтому важнейшей целью законодательной работы в 1994 году стал ответ на вопрос: как определить понятие ценной бумаги таким образом, чтобы любой финансовый инструмент, выпускаемый на массовой основе и имеющий стандартное содержание, мог бы автоматически квалифицироваться как ценная бумага и, соответственно, подвергаться необходимым процедурам раскрытия информации и государственного регулирования.
Юридический документ, такой как ценная бумага, содержание которых удостоверяет те или иные, юридически значимые факты или основанные на них правоотношения, призваны и должны выполнять в обороте различные функции в зависимости от того, каково значение документа для соответствующего правоотношения.
Юридические документы, которые в настоящее время принято объединять понятием ценной бумаги, особенно некоторые из них, имеют весьма долгую историю, до настоящего времени не исследованную во всех деталях. Но теория ценных бумаг, в современной ее постановке, является созданием последнего времени и ведет начало от работ Brunnera, появившейся в 1882 году в составе второго тома известного курса германского торгового права, вышедшего под редакцией Endenmanna Brunnery принадлежит честь выявления и точного определения понятия ценной бумаги.
Разработка теории ценных бумаг сделалась настоятельно необходимой ввиду того значения, которое эти бумаги получили в различных областях современной хозяйственной жизни. Они представляют собой необходимое средство юридической техники в области организации крупных предприятий (акция), кредита (облигация, вексель и др.), платежного оборота (чек, перевод), крупного товарного оборота (распорядительные бумаги). Теория ценных бумаг имеет большое значение и для советского права. Все главные виды этих бумаг восприняты советским законодательством и хозяйственной практикой как составные части финансовой и торговой техники, заимствованной у капитализма. Особенности советского строя проявляется не только в самом механизме функционирования различных ценных бумаг, сколько в тех целях, ради которых они используются, и в тех границах, которые создаются для их обращения в условиях преимущественного значения государственного хозяйства.
Задачей настоящей работы является рассмотрение основных понятий, фундаментальных свойств, классификации и особенностей, а также проблем юридической теории ценных бумаг.
Теория ценных бумаг не в меньшей, а может быть в большей степени, чем другие области цивилистики, представляет собой почву, на которой вырастали многочисленные и, порой, причудливые конструкции, оторванные от той практической цели, которая поставлена в этой области юридической науке и законодательству.
Данная работа делает попытку подойти к учению о ценных бумагах как к технической проблеме нахождения правовых способов решения определенных практических задач.
Не секрет, что данная теория ценных бумаг с точки зрения ее применения в хозяйственном обороте является молодой, и недостаточно отработанной в различных ее областях практического применения. Это делает необходимым продолжение работы по совершенствованию теоретических знаний, законодательной доработки теории ценных бумаг. Опыт показал, что развитые индустриальные государства значительно упорядочили свой институт ценных бумаг и значительно выдвинулись вперед в практическом их применении. В данной работе проведена попытка провести анализ институтов ценных бумаг учитывая практику их применения в России.
Глава 5:
Правовыми актами, имеющими ключевое значение для построения российского фондового рынка, являются Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг», утвердивший Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Предполагалось, что с принятием указанных правовых актов Россию ожидает бурное развитие рынка ценных бумаг. Дело в том, что в качестве образца для построения рынка предусматривалось воспользоваться моделью фондового рынка США. Это было вполне объяснимо, поскольку правовые решения, используемые при организации рынка, на практике доказали свою эффективность и разумность. Таким образом, базовые правовые принципы, заложенные в основу организации рынка ценных бумаг США, были заимствованы при построении отечественной модели. К числу таких принципов следует отнести:
- наличие органа государственной власти, непосредственно подчиненного президенту страны и обладающего, по существу, надведомственными, экстраординарными по сравнению с другими ведомствами полномочиями;
- подчиненность всего массива правовых норм и всего регулирования одной цели, которая состоит в защите прав инвестора (именно с необходимостью реализации этой цели и связана экстраординарность полномочий государственного органа). Особые полномочия позволяют быстро и эффективно реагировать на нарушение прав инвесторов - недаром девизом Комиссии по рынку ценных бумаг США является изречение: «We are investor's advocate» («Мы защитники инвестора»);
- построение профессионального сообщества, выполняющего функции посредника между инвестором и эмитентом ценных бумаг на принципах саморегулирования.
Перечисленные базовые принципы регулирования фондового рынка были перенесены на российскую почву, однако эффективно работающего фондового рынка не получилось, несмотря на сформированную Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), принятый Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и на сформированные так называемые саморегулируемые организации (далее - СРО). Причиной тому, на наш взгляд, явилась недооценка тех самых исходных ситуаций. Законодательство США, принимавшееся в условиях преодоления жесточайшего финансового кризиса, связанного с резким обесцениванием акций, было направлено скорее на подавление активности эмитентов. В условиях российской действительности, переживавшей период бурной приватизации и резкого перехода от прямого управления государственными предприятиями к иной экономической модели через по сути принудительное акционирование, подавлять активность эмитентов не приходилось по причине ее полного отсутствия. Наоборот, именно эмитенты требовали пристального внимания со стороны государства, поддержки и поощрения эмиссионной активности.
Заключение:
Таким образом, специфические отличие ценных бумаг от других юридических документов заключается в необходимости их предъявления для осуществления выраженного в них права.
Институт ценных бумаг создает иной порядок осуществления прав, чем тот, который существует на основании общих положений гражданского права. Хозяйственная жизнь требует весьма значительной мобилизации обязательственных отношений, которые являются необходимым условием современного развития торгового оборота и кредита. Кроме того, характерное для настоящего времени массовое совершение однородных типовых сделок требует упрощенных способов удостоверения принадлежности права определенному субъекту.
Институт ценных бумаг служит для достижения этих целей. Он превращает юридический документ в средство легитимации субъекта соответствующего права. Благодаря тому, что предъявление документа является необходимым условием осуществления выраженного в нем права, должнику облегчается процесс определения того, кому он может чинить исполнение и, с другой стороны, кредитору облегчается обоснование его притязаний. Кроме того, нахождение документа у кредитора является для него гарантией того, что должник не исполнит обязательства другому лицу, а если и исполнит, то это исполнение не прекратит обязательства.
Эти результаты полностью достигаются в случае ценных бумаг на предъявителя, ордерных и именных. Что же касается обыкновенных именных бумаг, то они служат только для обеспечения кредитору, получившему документ от своего право предшественника, того, что обязательство не будет исполнено должником последнему, хотя бы должник и не получил извещения о передаче требования.
Было бы ошибкой считать, что институт ценных бумаг в целом имеет целью дать обороту облегченные, по сравнению с общими правилами гражданского права, способы передачи права. Исторически данное утверждение имеет основание. Но в настоящее время оно является правильным только для бумаг на предъявителя и, отчасти, для ордерных. Что же касается именных и обыкновенных именных ценных бумаг, то дело обстоит иначе.
Современная хозяйственная жизнь требует мобилизации не только обязательственных, но и других правоотношений. Право участия в акционерном обществе, некоторые вещные права, будучи выражены в ценных бумагах, делаются более оборотоспособными. Большая простота удостоверения принадлежности права определенному субъекту способствует твердости правоотношений, необходимой деловому обороту.