Введение:
Морские перевозки грузов являются неотъемлемым элементом международной торговли. Огромная масса товаров перемещается через таможенные границы по суше и морем. В 2000 г. международные морские грузоперевозки, продолжая пятнадцатый год возрастать, превысили пятимиллиардный рубеж и достигли 5587 миллионов тонн (в 1990 г. – 4008 миллионов тонн).
Можно заметить, что на каждого жителя земли приходилось в среднем около 1 тонны товаров международной торговли. Если разместить все внешнеторговые грузы в морские суда по 10 тысяч тонн и образовать из них сомкнутую цепь, то этот гипотетический караван обернет земной шар по экватору 2 раза.
По характеру грузов структура морских перевозок подразделяется на наливные грузы, массовые сухие грузы, общие или генеральные грузы (готовые изделия и полуфабрикаты, в основном в контейнерах) и рефрижераторные грузы.
Отражая технический прогресс и постепенное «облагораживание» структуры международной торговли, доминирующей тенденцией в ней является ускоренный рост перевозок морским транспортом.
В настоящее время морская транспортировка грузов продолжает оставаться чутким и динамичным элементом международной торговли, который вбирает в себя технические и организационные новшества, придающие дополнительный импульс позитивным сдвигам в мировом товарообмене. Экономическая значимость морского транспорта будет возрастать по мере того, как торговля будет опережать материальное производство.
Российская Федерация занимает особое географическое по¬ложение. Ее территория на огромном протяжении в тысячи ки¬лометров омывается морями и океанами. Множество судоходных рек, каналов позволяют морским и речным судам перевозить то¬вары не только в порты, расположенные непосредственно на та¬моженной границе, но и вглубь страны, в речные порты Москвы, Санкт-Петербурга и других больших и малых городов, и на¬оборот, - из глубины страны за границу.
Если принять во внимание также чрезвычайно высокую эф¬фективность водных видов транспорта в сравнении, например, с такими видами, как воздушный, автомобильный, железнодорож¬ный, становится понятно, какое важное место в развитии внеш¬неэкономической деятельности страны занимает перевозка то¬варов на морских и речных судах заграничного плавания.
В то же время из самой специфики водного транспорта неиз¬бежно вытекают особенности, которые накладывают характерный отпечаток на деятельность всех контролирующих органов, осу¬ществляющих контроль в пунктах пропуска на границе (пограничный, таможенный, ветеринарный, фитосанитарный, медико-санитарный и т.д.), определяют приемы, методы, со¬держание работы указанных субъектов контроля.
Отличия в деятельности таможенных органов, осуществляю¬щих оформление и контроль в морских пунктах пропуска, от деятельности таможенных учреждений, контролирующих пропуск транспортных средств на сухопутных участках границы, закреплены в специальных нормативных актах Правительства Российской Федерации (далее РФ), приказах, указаниях и письмах Государственного таможенного комитета Российской Федерации (далее ГТК РФ).
Глава 3:
Досмотр судов, крупногабаритных грузов и контейнеров осуществляется таможенными, пограничными, и другими контрольными органами в присутствии владельцев транспортных средств и грузов или их представителей – комиссионным порядком, с составлением акта досмотра и последующим пломбированием запорных устройств, контейнеров или транспортных средств.
При невозможности досмотра на месте (на судне), крупногабаритные грузы и контейнеры, выставляются на контейнерную площадку СВХ пунктов пропуска, для проведения комиссионного досмотра контрольными органами, при этом расходы на выгрузку (загрузку) содержимого контейнера несет грузовладелец.
Осмотр крупногабаритных грузов и контейнеров осуществляется контрольными органами на основании плана грузовых и швартовых операций, предоставленного им грузовладельцем до 14.30 часов каждых суток:
-непосредственно в пунктах пропуска через государственную границу – представителями таможни и ФПС и другими контрольными органами (при необходимости) за 2 часа до планируемых грузовых операций, с составлением комиссионного акта и наложением таможенного обеспечения;
-подача заявок и доставка наряда контрольных органов к месту осмотра и обратно осуществляется представителями грузовладельца.
Настоящая технологическая схема в зависимости от изменений законодательной базы может быть изменена или дополнена. Каждое изменение и дополнение будет представлено на координационное совещание контролирующих органов для обсуждения и утверждения.
В этой главе была предложена разработанная технологическая схема пропуска через границу РФ физических лиц, транспортных средств и грузов в морских пунктах пропуска.. Необходимость выхода в свет подобного документа, по нашему мнению, должно ответить на ряд вопросов, которые до настоящего времени не находят ответа. Такой важнейший вопрос, как общее взаимодействие всех контролирующих органов, ранее оставался без ответа. Существуют технологии, разработанные на местных уровнях, и те не охватывают всего объёма проблем..
Заключение:
В последние годы в мире значительно возрос уровень требований к качеству работы таможенной службы, которое непосредственно связано с упрощением и автоматизацией таможенных процедур, полным сбором таможенных платежей, предотвращением импорта опасной и некачественной продукции, контролем за ввозом и вывозом опасных отходов, сокращением уровня контрабанды, повышением степени соблюдения таможенного законодательства и эффективности борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела и нарушениями таможенных правил.
Следуя этим курсом, таможенная служба российской Федерации должна систематически повышать эффективность своей работы, беря на вооружение перспективные технологии таможенного дела и осваивая новые методы управления таможенными органами. При этом необходимо избегать неоправданного ужесточения и усложнения таможенных процедур, что вызвало и вызывает справедливую озабоченность торгово-экономических партнеров России.
Открытость российской экономики, растущая степень ее интеграции в систему мировой торговли характеризуется ростом объемов таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации. В то же время отсутствие механизмов системного анализа эффективности применяемых таможенных процедур, а также недостаточный уровень оснащенности современным оборудованием не позволяют оперативно совершенствовать технологии и процедуры и привести их в соответствие требованием международных стандартов.
Все более очевидной становится необходимость преобразования либо упразднения неэффективных таможенных процедур. Оптимизированные технологии таможенного контроля и таможенного оформления должны обеспечиваться единой информационно-технической средой.