Введение:
Налоги в нашей жизни определяют многое, и от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, и чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Доходы бюджетов Российской федерации формируются в основном из налогов в соответствии с ее бюд¬жетным и налоговым законодательством. Современная налоговая система РФ базируется на требованиях ры¬ночных отношений с учетом перспектив социально-экономического развития.
Доходы бюджетов формируются на налоговой основе: предусмотренные налоговым законодательством России федеральные, региональные и местные налоги, пени и штрафы; и неналоговых доходах - доходах от внешнеэкономической деятельности, доходах от имущества, находящегося в государственной собственности. К неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд.
Так как основные доходы бюджетов всех уровней - налоговые поступления, налоговая система призвана:
- обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществле¬ния которой невозможно проводить социально - экономическую политику государства;
- создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сфе¬рам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения до¬ходов различных групп населения.
Глава 3:
Целесообразно сделать запрос о предоставлении:
- перечня налогов, уплачиваемых аудируемым лицом;
- перечня налоговых льгот, используемых в проверяемом периоде;
- перечня структурных подразделений, осуществляющих расчеты налоговых платежей;
- материалов налоговых проверок за аудируемый период.
Для обоснованного выражения своего мнения о правильности расчетов по налогам и сборам аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства. Собирая их, аудитор может применить несколько аудиторских процедур в соответствии с феде¬ральным правилом (стандартом) аудита «Аудиторские доказательст¬ва». При проверке учета расчетов по налогам и сборам аудитор мо¬жет применять следующие способы получения доказательств:
- инспектирование;
- наблюдение;
- пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица);
- аналитические процедуры.
Инспектирование представляет собой проверку записей и доку¬ментов при проверке учета и отражения операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.
Наблюдение представляет собой отслеживание аудитором про¬цесса или процедуры, выполняемой другими лицами по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами.
Пересчет представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо вы¬полнение аудитором самостоятельных расчетов по налогам и сборам.
Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете операций, выявление причин таких ошибок и искажений по расчетам с бюд¬жетом и внебюджетными фондами.
В процессе аудиторской проверки целесообразно проанализировать общее состояние задолженности по расчетам с бюджетом и состояние задолженности по отдельным видам налогов. В ходе проверки нужно получить доказательства (путем запроса информации по погашению задолженности или проверки документов периода, следующего за отчетным, до момента завершения аудита) о реальности задолженности и сроках ее погашения.
Учитывая требования законодательства по конкретному налогу и результаты проведенного аудита по другим разделам программы, выполняется расчет налогооблагаемой базы и сравнивается с данными налоговой декларации. Проверка правильности налоговых ставок и налоговых льгот проводится на соответствие требованиям законодательных норм по соответствующим налогам.
Необходимо провести арифметическую проверку начисления налогов.
При проверке налога на добавленную стоимость необходимо убедиться в соблюдении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.
Заключение:
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
С момента регистрации организации в качестве юридического лица ее обязанности перед государством определяются в первую очередь правильностью, полнотой исчисления и своевременностью погашения различных налогов и сборов. Это один из важных участков бухгалтерии, от постановки работы которого во многом зависит финансовое положение организации.
При написании дипломной работы изучена литература по предметам бухгалтерского учета и аудита, рассмотрены нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет и аудиторскую деятельность, практика проведения аудиторской проверки на предприятии.
Целью исследования данной дипломной работы является изучение организации учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также практики проведения аудита расчетов с бюджетом.
Объектом исследования выступило общество с ограниченной ответственностью «Астра», занимающееся производством комплектующих изделий к промышленному оборудованию.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, 13 приложений и списка использованной литературы, включающего 61 источник. Содержание данной работы изложено на 83 страницах, в том числе дипломная работа содержит 2 рисунка и 7 таблиц.
В первой главе дипломной работы рассмотрены виды бюджетов Российской Федерации, дана их характеристика, показаны задачи учета и аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, определена информационная база исследования дипломной работы.
Во второй главе изложена сущность и практическое применение бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам с подразделением на расчеты по федеральным, региональным и местным налогам и сборам на примере промышленного предприятия ООО «Астра», рассмотрена организация первичного учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в регистрах бухгалтерского учета.
В третьей главе дипломной работы рассмотрены стадии аудита расчетов организации с бюджетом по налогам и сборам, определены задачи планирования аудиторской проверки, этапы и методика ее проведения, а также изучена практика проведения аудиторской проверки расчетов ООО «Астра» по налогам и сборам.