Введение:
В России аудиторская деятельность - явление достаточно новое, обу-словленное переходом к рыночной экономике. В начале 90-х годов, когда по мере акционирования предприятий сократилась сфера государственного кон-троля и ведомственные ревизионные службы прекратили свое существование, начался процесс массового создания аудиторских фирм.
Аудит в России, несмотря на то, что появился сравнительно недавно, занял достаточно прочные позиции. Сформировано сообщество аудиторов - специалистов, обладающих высоким научно-практическим потенциалом. Рос-сийские аудиторские организации уже сейчас могут конкурировать с круп-нейшими транснациональными аудиторскими компаниями.
Нынешний этап развития аудита характеризуется достаточно важными событиями. В частности, принят закон об аудиторской деятельности в Россий-ской Федерации, в основу которого была положена правительственная кон-цепция совершенствования аудита. Практически завершено формирование российских правил и стандартов аудиторской деятельности, разработанных на базе международных стандартов аудита. Осуществлен первый официальный перевод международных стандартов в России.
С появлением регулирующих документов Федеральный закон "Об ау-диторской деятельности" от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ, правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ и т.д., аудит в РФ вышел на качественно но-вый этап развития. В настоящее время можно говорить, что в России сформи-ровался рынок аудиторских услуг. Весьма заметное место на этом рынке зани-мают сегодня отечественные фирмы, крупнейшие из которых имеют весьма устойчивое положение и заслуженный авторитет. Появилось много книг, в том числе российских авторов, посвященных вопросам теории и практики аудита. Правила (стандарты) аудиторской деятельности с комментариями разработчи-ков выдержали несколько изданий и продолжают пользоваться популярностью среди специалистов.
Все это дает возможность говорить о достаточно бурном развитии ау-дита как профессиональной деятельности и позволяет надеяться, что в обозри-мом будущем российский аудит не будет иметь содержательных отличий от принятого в мировой практике определения этой формы финансового контро-ля.
Целью данной работы является анализ российских аудиторских стан-дартов. Задачи исследования:
• изложить цели и основные принципы аудиторских стандартов;
• раскрыть сущность российских аудиторских стандартов;
• осуществить анализ основных методологических проблем аудита;
• выявить основные проблемы внедрения международных стандартов в Российской Федерации.
Глава 3:
Не использован при создании российских регламентирующих докумен-тов и ПМАП 1010 по экологическим вопросам, который появился в 1999 г. и, видимо, будет учтен разработчиками Правил (стандартов) позже.
Наконец, следует подчеркнуть, что, пользуясь МСА, российские ауди-торы вынуждены, образно выражаясь, стрелять по движущейся мишени, по-скольку сами МСА не являются чем-то неизменным. Издание МСА 1999 г. на русском языке еще редактировалось, когда IFAC выпустила на английском языке издание 2000 г. В связи с этим российские разработки, основанные на официальном русском переводе 1999 г., конечно не совпадают с последним вариантом МСА.
Как показано в приложении 7, изменились по крайней мере пять пози-ций пакета международных стандартов аудита. Предложено существенно пе-реработать МСА 570, посвященный проверке и использованию в ходе аудита допущения о непрерывности деятельности предприятия. Таким важным во-просам, как получение подтверждающей информации от третьих лиц и ауди-торское доказательство, решено посвятить отдельный МСА, присвоив ему но-мер 505. Соответственно редакционным изменениям подвергнут МСА 501, из которого вычленен соответствующий материал.
Подготовлен также новый МСА 260, в котором разъясняется, каким образом нужно сообщать о вопросах, связанных с аудитом, руководству про-веряемого экономического субъекта. На первый взгляд может показаться, что этот документ представляет собой некий аналог российского Правила (стан-дарта) о письменной информации аудитора руководству экономического субъ-екта по результатам аудита. Однако это не совсем так. В МСА 260 достаточно подробно рассматривается вопрос, кого именно аудиторам следует считать ли-цами, наделенными руководящими полномочиями. В данном МСА говорится также о конфиденциальности информации по результатам аудита, которую ау-диторы сообщают руководству клиента. МСА 260 не содержит каких-либо конкретных рекомендаций относительно формата развернутых итоговых до-кументов, составляемых по результатам аудита, перечней таблиц, структур разного рода детализированных отчетов и пр. Вместе с тем в МСА 260 сдела-ны многочисленные отсылки к национальному законодательству по данным вопросам.
Наиболее важен в концептуальном отношении МСА 100. В нем вво-дится понятие "assurance services", которое мы предлагаем переводить как "га-рантирующие услуги". Весь спектр услуг, оказываемых профессиональными бухгалтерами, предлагается разделить следующим образом: когда аудиторы что-то подтверждают или гарантируют сторонним лицам (достоверность от-четности клиента, верность оценок и допущений, результаты официальных экспертиз и пр.); когда этого не происходит (бухгалтерские, налоговые и кон-сультационные услуги, не связанные с выдачей официальных заключений и справок). Именно при оказании гарантирующих услуг к аудитору предъявля-ются повышенные требования; это касается честности, объективности и осо-бенно независимости. С учетом этого нового подхода и новой терминологии в дальнейшем, видимо, будет переработан весь пакет МСА.
Заключение:
Нынешний этап развития аудита характеризуется достаточно важными событиями. В частности, принят в закон об аудиторской деятельности в Рос-сийской Федерации, в основу которого была положена правительственная концепция совершенствования аудита. Практически завершено формирование российских правил и стандартов аудиторской деятельности, разработанных на базе международных стандартов аудита. Осуществлен первый официальный перевод международных стандартов в России.
Основное назначение аудиторских стандартов состоит в установлении норм аудита, однозначно интерпретируемых все¬ми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражем.
Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязаннос¬ти аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, долж¬ны пониматься однозначно; стандарты аудита должны регули¬ровать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, на¬логовых и других служб, проверяющих законность деятельно-сти организаций, а также учитываться в арбитражном процессе.
Разработка аудиторских правил (стандартов) осуществляет¬ся под руко-водством Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Комиссией совместно с ЦАЛАК Министерства финансов и Цен-трального банка со¬зданы рабочие группы по подготовке проектов правил (стандар¬тов) аудиторской деятельности. В группы вошли крупные рос¬сийские ученые в области бухгалтерского учета и аудита, а так¬же практикующие ауди-торы.
Перечень необходимых правил (стандартов) в России опре¬делен в со-ответствии с рекомендациями Комитета международной аудиторской практи-ки Международной федерации бухгал¬теров. Предусмотрено к разработке бо-лее 30 стандартов, которые бу¬дут подразделяться на три группы:
• общие правила (стандарты);
• правила (стандарты) проведения аудиторской проверки;