Введение:
Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и подрядчиками за оказанные услуги.
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности. Эта задолженность в процессе финансово – хозяйственной деятельности неизбежна, но она должна находится в рамках допустимых значений.
Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер возможно только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. Так, например, значительное превышение дебиторской задолженности над кредиторской может привести к, так называемому, техническому банкротству. Это связано со значительным отвлечением средств предприятия из оборота и невозможностью гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить анализ состояния расчетов. Для проведения анализа используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по счетам, в первичных документах и учетных регистрах. В связи со всем вышеизложенным, тема работы является актуальной.
Цель исследования состоит в проведении анализа состояния и разработки путей совершенствования учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками в условиях рыночной экономики.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономическую сущность расчетов и их основные формы;
- определить задачи и значение учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- изучить документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- выявить порядок учёта расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- наметить пути улучшения учета расчетов;
- провести анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности;
- провести анализ оборачиваемости и сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
- провести анализ ликвидности и платежеспособности;
- на основании проведенной работы предоставить рекомендации по улучшению расчетно-платежной дисциплины.
Объектом исследования в работе является ООО «Иваноффъ и К». Общество зарегистрировано 2 февраля 1997 года администрацией Ленинского района г. Ульяновска. Вид деятельности это показ кинофильмов в кинотеатрах – КВЦ «Художественный», расположенном в Ленинском районе, ККЗ «Крылья» - в Заволжском районе. Общество также имеет 3 торговые точки, расположенные в кинотеатрах, также есть Интернет салон в «Художественном кинотеатре».
Глава 3:
Главному бухгалтеру необходимо устранить выше перечисленные ошибки в корреспонденции счетов по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками – раздел учета, где наряду с проверкой отражения операций в системе бухгалтерского учета немаловажное значение приобретает оценка системы первичного учета. Связано это в первую очередь с тем, что практически все документы, оформляющие операции данного раздела, поступают в организацию из вне.
Рассматриваемому участку учета свойственны определенные факторы риска, обусловленные следующими причинами:
- отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадиях их создания и проверки;
- сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;
- большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;
- отсутствие унификации значительной части первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с расчетами за оказанные услуги). Отсюда риск, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-то сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.
Данные риски приводят к необходимости совершенствования бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
В целях совершенствования учета расчетов с поставщиками и подрядчиками следует проводить определенные мероприятия:
- особое внимание необходимо обратить на первичные документы. Первичные документы необходимо составлять в момент совершения хозяйственной операции или сразу по ее окончании, применяя унифицированные формы документов;
- в ООО «Иваноффъ и К» не разработан график документооборота. Это является упущением, так как для оперативного и эффективного ведения учета необходим работающий график документооборота;
- главному бухгалтеру целесообразно организовывать проверки с целью определения наличия и комплектности первичных документов и с целью выявления нарушений при проверки документов;
- необходима проверка всего массива первичных документов в части наличия необходимых реквизитов, так как не все реквизиты первичных документов в ООО «Иваноффъ и К» заполняются. Также некоторые операции оформляются первичными документами на бланках старого образца;
- необходим строгий контроль законности совершения операций. Все хозяйственные операции необходимо совершать в соответствии с заключенными договорами и действующим законодательством. Необходима уверенность в том, что на каждую операцию составлен документ, верно зафиксировавший совершенный оперативный факт;
- имеет смысл усилить бухгалтерию высококвалифицированным юристом;
- необходим контроль за полнотой регистрации всех первичных документов, точным количественным и качественным переносом данных из документов в систему учета;
- необходим контроль за организацией обработки и регистрации документов (с точки зрения защиты информации) для уверенности в том, что вся первичная документация будет защищена от несанкционированного доступа;
- работникам бухгалтерии необходимо проверять реальность дебиторской и кредиторской задолженности. Цель этой процедуры – достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях;
- при наличии неотфактурованных поставок бухгалтерская служба должна в кратчайшие сроки востребовать документы от поставщиков;
- при приемке товарно-материальных ценностей от поставщиков должны составляться акты приемки, что ООО «Иваноффъ и К» в не производится, а в случае возникновения претензий должен быть предъявлен иск;
- проводить проверку правильности списания дебиторской и кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности;
- ежеквартально проводить инвентаризацию расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- работникам бухгалтерии необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, знакомится с новыми нормативными документами, вести бухгалтерский учет в соответствии с российским законодательством.
Данные мероприятия позволят улучшит и систематизировать весь учетный процесс ООО «Иваноффъ и К» в а также учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в частности.
Заключение:
Целью написания дипломной работы являлось подробное изучение темы «Учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ООО «Иваноффъ и К». В ходе выполнения дипломной работы была проанализирована финансово-хозяйственная деятельность организации за 2004-2005 годы. Изучив вопросы дипломной работы можно сделать следующие выводы.
В процессе хозяйственной деятельности организация постоянно ведет расчеты с контрагентами, в том числе и с поставщиками и подрядчиками за приобретение у них сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и услуги.
На предприятии ООО «Иваноффъ и К» ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется согласно действующему законодательству и нормативным документам. Обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе составление отчетности обеспечивает четко организованная бухгалтерия, возглавляемая главным бухгалтером. Учетный процесс на анализируемом предприятии компьютеризирован полностью. Учёт ведется с применением специальной программы «1С Кинотеатр» по которой осуществляется контроль и продажа билетов (без кассового аппарата, так как это предусмотрено в программе).
Учет расчетов с поставщиками на предприятии ООО «Иваноффъ и К» осуществляется на основе заключенных договоров. При расчетах с поставщиками и подрядчиками применяются следующие формы расчетов: безналичные расчеты посредством платежных поручений и платежных требований, наличные расчеты, зачет взаимных требований.
При рассмотрении учета расчетов с поставщиками и подрядчиками выявлен ряд недостатков:
1. Несвоевременное отражение хозяйственных операций; в связи с тем, что обработка данных о расчетах с поставщиками и подрядчиками производится в начале следующего месяца, руководство организации несвоевременно информируется о состоянии расчетов, что приводит к образованию кредиторской задолженности.
2. Отсутствие подписей на первичных документах уже сданных в архив, что лишает данные документы юридической силы.
3. Не верное составление некоторых бухгалтерских проводок:
- некорректное использование субсчетов к счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» при перечислении авансов;
- не верный учет отклонений на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» по неотфактурованным поставкам;
- проведение зачета взаимных требований через счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».