Введение:
Сфера услуг, как показывает практика, является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные, спортивные заведения, туристические фирмы и т.д., относятся к сфере услуг. Практически все организации в той или иной форме оказывают услуги. По мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растет спрос на услуги. Сфера услуг опережает производственную сферу по темпам роста и по появлению новых видов услуг, по ее приспособлению и потребностям рынка и потребителей.
Жизнь современного человека, так или иначе, связана с услугами. Качество предоставления услуг играет не последнюю роль. От качества услуг зависит и доход государства, и прибыль фирм, комфорт, безопасность, благосостояние потребителей.
Связь здесь прямая и очевидная: качественные услуги привлекают внимание, вызывают желание пользоваться ими, чтобы облегчить жизнь. Постепенно складывающаяся позитивная ситуация в розничной торговле позволяет потребителям сравнить одну услугу с другой, а также подталкивает конкурентов к предоставлению постоянно улучшающихся услуг при обеспечении их качества.
Необходимость развития сферы услуг требует существенной пере¬стройки структуры потребления населения, значительного возрастания до¬ли услуг и сокращения удельного веса материального потребления. Необходимо коренным образом улучшать качество и культуру обслуживания, расши¬рять сеть соответствующих предприятий, увеличивать объем реализации услуг, внедрять их новые виды и формы.
Одним из основных феноменов американской действительности яв¬ляется гигантский рост сферы услуг. Сегодня на нее приходится 73% рабо¬чих мест из числа остающихся после вычета всех занятых в сельском хо¬зяйстве. Для сравнения: в ФРГ в сфере услуг занято 41% рабочей силы, в Италии - 35%. Растущее благосостояние, увеличение свободного времени и усложнение товаров, требующих технического обслуживания, превратили Соединенные Штаты Америки в одну из передовых стран с развитой сетью сервиса и услуг.
Объектом исследования в данной дипломной работе является ЗАО «Научно – технический инжиниринг», осуществляющее такие виды деятельности, как продажа ноу – хау и сдача в аренду помещений. На данный момент основным и единственным видом деятельности является сдача в аренду недвижимого имущества.
Закрытое акционерное общество «Научно - технический инжиниринг» было создано в 1993г. Учредителями общества являются физические лица. Юридический адрес организации: 119034, г. Москва, Сеченовский переулок, д.6, стр.3. ЗАО «НТИ» имеет в собственности здание по адресу: г. Москва, Сеченовский переулок, д.6, стр.3. В настоящее время реализация услуг по сдаче в аренду этого помещения является единственным видом деятельности предприятия. Организацией заключено три договора аренды. Один договор с российской организацией, а два договора с иностранными организациями, аккредитованными в РФ. Все договора являются долгосрочными, так как заключены более чем на один год. Затраты по ремонту помещений возложены на арендодателя - это условие прописано в договорах.
Организационная структура управления на любом предприятии строится по одному из двух принципов построения структур: линейному или функциональному.
Линейный принцип предусматривает в рамках структуры только отношения прямого подчинения. Функциональный же предполагает выделение и структурное обособление специализированных групп работников для выполнения функций управления или их составных частей.
В ЗАО «Научно - технический инжиниринг» используется линейный принцип структуры управления. Система управления, организованная по линейному принципу, имеет преимущества единоначалия. Между руководителем и непосредственными исполнителями отсутствуют какие – либо промежуточные звенья. Руководитель единолично отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей. Простота формы обеспечивает оперативность линейного управления, повышает степень ответственности исполнителей, снижает расходы на содержание управленческого персонала.
Глава 3:
6. Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым, когда результативный показатель дробят на основные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Анализ хозяйственной деятельности, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами.
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:
1) Анализ абсолютных показателей прибыли;
2) Анализ относительных показателей рентабельности;
3) Анализ финансового состояния предприятия;
4) Анализ рыночной (финансовой) устойчивости предприятия;
5) Анализ платежеспособности предприятия;
6) Анализ эффективности использования собственного капитала;
7) Анализ эффективности использования заемного капитала;
8) Инвестиционный анализ;
9) Анализ и рейтинговая оценка эмитентов.
В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элемен¬том информационного обеспечения анализа хозяйственной деятельности. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках фи¬нансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем объективного информирования их о своей фи¬нансово- хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансо¬вой отчетности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые резуль¬таты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предпри¬ятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.
Основное требование к информации, представленной в отчетности, заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям:
- уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа;
- достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью;
- информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни;
- нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой;
- понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки;
- сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.
В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:
• оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям;
• принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств;
• конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.
Заключение:
В связи с ростом торговли резко возрос обмен услугами: научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово – кредитного характера. Активная торговля машинами и оборудованием породило ряд новых услуг, таких как инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно - вычислительные услуги. Опираясь на информационные технологии и телекоммуникации, многие виды услуг перешагнули национальные границы, интегрируется глобальный рынок.
По темпам роста лидируют финансовые и компьютерные услуги, а также бухгалтерские, аудиторские, рекламные, юридические, консалтинговые, по вопросам маркетинга, управления, повышения эффективности и т.д. Новые технологии значительно расширяют рамки внешней торговли услугами здравоохранения, образования, науки, культуры и искусства. Прямые инвестиции идут в телекоммуникации, торговлю и многие другие отрасли услуг – общественное питание, банковскую сферу, страховой бизнес, деловые услуги, здравоохранение и т.д. Хотя юридические и политические барьеры для международного обмена на данном рынке остаются до последнего времени более высокими, чем на товарных рынках, услуги активно содействуют глобализации хозяйственной жизни, ускоряя и углубляя этот процесс.
Проведенные исследования в рамках дипломной работы позволили изучить и систематизировать данные о деятельности сферы услуг, налогового и бухгалтерского учета предприятий в этой сфере, в том числе их «узких» местах.
В ходе выполнения дипломной работы было выявлено следующее:
- к сфере услуг относится огромное количество видов деятельности - торговля и услуги по перевозкам, финансирование, аренда, страхование, посредничество, гостиничный бизнес, рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные, спортивные заведения, туристические фирмы и др.;
- предприятия сферы услуг, также как и организации, осуществляющие другие виды деятельности, обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет, а также утверждать учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета;
- нормативное регулирование сферы услуг осуществляется действующим законодательством, и в особенной степени – Гражданским кодексом РФ;
- бухгалтерский учет в организациях сферы услуг ведется в соответствии с действующим законодательством и положениями по бухгалтерскому учету, а налоговый учет – в соответствии с главой 25 НК «Налог на прибыль организаций»;
- внутренний контроль предприятий осуществляется посредством проведения инвентаризаций, сроки и методы проведения которых утверждены методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету;
- внешний контроль организаций осуществляется аудиторскими фирмами либо лицензированным аудитором в соответствии с действующим законодательством;
- при анализе финансово – хозяйственной деятельности ЗАО «Научно – технический инжиниринг» выявилось, что предприятие стабильнее работало в 2000 году, его показатели за этот год выше, нежели в 2001г. Это произошло из-за того, что в 2001г. в аренду сдается только часть здания, а материальные затраты по содержанию здания оплачиваются в полном объеме. Поэтому необходимо увеличить объем реализации услуг по аренде. В 2001г. показатели финансовой устойчивости и ликвидности снизились, однако остались в пределах норм. Администрации предприятия необходимо искать пути возможного повышения ликвидности и платежеспособности предприятия;
- определяя учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, организация может минимизировать объем учетных работ посредством сближения учетных политик. Чтобы как можно теснее сблизить бухгалтерский и налоговый учет, были предложены следующие рекомендации:
1) Установить как в бухгалтерском, так и в налоговом учете единый метод амортизации основных средств, а также сроки их эксплуатации.
2) Установить одинаковые сроки эксплуатации нематериальных активов.
3) Исчислять затраты на ремонт основных средств одинаково как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
4) Списывать производственные запасы по мере отпуска их в эксплуатацию одним способом – как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
5) Использовать регистры бухгалтерского учета с корректировками (если это необходимо) в качестве регистров налогового учета.
Эти и некоторые другие действия помогут предприятию возможно теснее сблизить бухгалтерский и налоговый учет, уменьшить трудоемкость выполнения учетных работ, а также не расширять бухгалтерский штат организации.