Введение:
С 1 января 2001 года страховые взносы на обязательное государственное социальное страхование уплачиваются в составе единого социального налога. Введение единого социального налога было осуществлено в русле тех тенденций развития социально-страховой системы, которые законодатель определил еще в 1998 г. при принятии Бюджетного и Налогового кодексов, причислив страховые взносы к федеральным налогам (сборам) и распространив на них практически все положения налогового законодательства.
В составе единого социального налога консолидированы взносы в федеральный бюджет (в части взносов ранее подлежащих зачислению в Пенсионный Фонд РФ), Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования.
При этом в самостоятельном порядке исчисляются и уплачиваются в Пенсионный Фонд РФ страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию.
Целью настоящей работы является комплексное исследование механизма уплаты единого социального налога конкретным хозяйствующим субъектом и разработка предложений по его совершенствованию в условиях рынка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические и методические основы уплаты единого социального налога;
исследовать практику уплаты единого социального налога муниципальным учреждением «Центр социального обслуживания населения Атлантида»;
разработать предложения по совершенствованию уплаты единого социального налога.
Предметом исследования служит система налогообложения МУ «ЦСОН Атлантида».
Экономическим субъектом исследования выступает муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания населения Атлантида»;
Теоретической и методической основой послужили постановления прави¬тельства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам уплаты единого социального налога.
При проведении исследования использовались отчетные материалы МУ «ЦСОН Атлантида». В работе применялись общие методы исследования — системный подход, сопоставительный, экономический анализ, статистические группировки, а также выборочные статистические обследования.
Разработанные в дипломной работе предложения по совершенствованию уплаты единого социального налога позволят применительно к конкретным организационно-техническим условиям МУ «ЦСОН Атлантида» осуществить систему мер, направленных на оптимизацию размеров налоговых отчислений.
Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Ее объем — 73 стр. машинописного текста, содержит 5 таблиц, 5 рисунков и приложения.
Глава 4:
При этом не являются объектами налогообложения выпла¬ты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественных прав), а также договоров, связанных с передачей в пользование имуще¬ства (имущественных прав).
Таким образом, если налогоплательщик производит физи¬ческим лицам выплаты, которые не предполагают со стороны их получателя выполнения каких-либо работ (оказания ус¬луг) или исполнения трудовых обязанностей, то такие выпла¬ты не являются объектом обложения ЕСН.
Если организация на основании договора купли-продажи приобретает у физических лиц лично принадлежащее им иму¬щество, то на выплаченный в их пользу доход не следует на¬числять ЕСН.
Так, например, если слесарь по заданию организации по договору подряда выполняет слесарные работы, результатом которых является изготовленная им оснастка, то выплаты по этому договору облагаются ЕСН, так как данные выплаты на основании пункта 21 статьи 255 НК РФ включаются в состав расходов на оплату труда, которые уменьшают налогооблагае¬мую прибыль.
Однако в случае если слесарь исключительно по собствен¬ной инициативе выполнил слесарные работы, результатом ко¬торых является оснастка разового использования, и продал эту оснастку (то есть свое личное имущество) покупателю-орга¬низации по договору купли-продажи, то выплаты по этому до¬говору уже не облагаются ЕСН (несмотря на то что стоимость приобретенной оснастки согласно статье 254 НК РФ включа¬ется в состав материальных расходов, которые уменьшают на¬логооблагаемую прибыль), а слесарь даже имеет право на применение к нему имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц согласно пункту 1 статьи 220 НК РФ.
Так, например, в постановлении Федерального арбитраж¬ного суда Центрального округа от 2 октября 2001 г. по делу № А23-232/15-2000А констатируется, что приобретение орга¬низацией у физических лиц имущества в виде печатных мате¬риалов (отчетов, брошюр, чертежей), принадлежащее физичес¬ким лицам на праве собственности, не влечет за собой необхо¬димости налогообложения данного дохода физических лиц. К аналогичному по сути выводу пришел и Федеральный ар¬битражный суд Московского округа в постановлении от 15 фев¬раля 2002 г. по делу № КА-А40/371-02.
Применение указанного метода можно рассмотреть на при¬мере. Организация выплачивает доход физическим лицам по договору гражданско-правового характера, предметом ко¬торого является работа, которая потребляется органи¬зацией в процессе ее предпринимательской деятельности и относится на уменьшение налогооблагаемой прибыли. В этом случае организация должна исчислить ЕСН (толь¬ко в части пенсионных взносов и взносов на обязательное медицинское страхование) и удержать налог на доходы физических лиц - итого 44,6 процента от начисленной суммы (что составит свыше 51 процента от чистого располагаемого дохода физического лица).
Заключение:
С 1 января 2001 г. в Российской Федерации установлен и введен единый социальный налог (взнос), объединивший в себе страховые взносы работодателей в государственные внебюджетные фонды. Основная цель введения консолидирующего единого социального налога не была до конца реализована в Налоговом кодексе РФ - объединить страховые взносы в единый налог, уплачиваемый одной суммой одним платежным поручением на единый счет федерального казначейства.
В первой главе дипломной работы рассмотрены теоретические основы уплаты единого социального налога. В том числе определены его плательщики, объект налогообложения, налогооблагаемая база, приведены суммы, не подлежащие обложению ЕСН, а также налоговые льготы. Подробно рассмотрен установленный порядок уплаты налога и его ставки.
Здесь же проведен краткий анализ собираемости налога в бюджете Российской Федерации за последний период. Единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, за январь-ноябрь 2002 г. поступило 303,8 млрд. рублей. Задание по указанному налогу, установленное Министерству в размере 262,5 млрд. рублей, выполнено на 115,7%.
Во второй главе дана подробнейшая характеристика экономическому субъекту дипломной работы. Им выступает муниципальное учреждение "Центр социального обслуживания населения Атлантида" (ЦСОН), созданное в целях оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
Деятельность Центра осуществляется по трем функциональным направлениям:
решение общих вопросов социальной поддержки граждан;
социальная поддержка семьи, женщин и детей;
социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов.
Финансовые средства ЦСОН складываются из бюджетного финансирования, а также за счет средств вышестоящих бюджетов, за счет доходов от собственной деятельности, благотворительных взносов и других поступлений не противоречащих действующему законодательству. Финансовые средства местного бюджета, используются в соответствии со сметой расходов, утвержденной директором ЦСОН и согласованной с финансовым управлением. Финансовые средства, полученные из внебюджетных источников, используются Центром в соответствии со сметой расходов, утвержденной директором.
Центр осуществляет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном действующим законодательством.
В этой же главе проеден анализ основных показателей деятельности ЦСОН. Он показал, что масштабы деятельности Центра увеличиваются. За анализируемый период возрастала среднегодовая стоимость основных фондов: в 2001 г. она увеличилась на 24,17%, а в 2002 г. –на 9,68%. Также росла и среднегодовая численность работников центра, так в 2001 г. она увеличилась на 16 чел., а в 2002 г. – на 4 чел.