Введение:
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями дошкольные учреждения были привязаны к государству, к гос-подствующей системе. Конечно, особенно в последние годы, уже остро давали о себе знать такие проблемы, как отставание в воспитательных планах, «пере-косы» в подготовке специалистов определенного профиля. Все более обостря-лись социальные проблемы работников дошкольных учреждений. Другими словами, запас прочности на данный период был крайне незначительным. По-этому трудности, которые в период реформ неизбежны, оказались для системы дошкольного образования России особенно болезненными. Они привели к за-метным потерям.
Реформы в России придают сфере дошкольного образования новое значе-ние. Сейчас, в современный период, нужно наиболее максимально сохранить все то ценное, что есть у нас, все жизнеспособное в новых условиях.
В современных условиях дошкольные учреждения хотя и медленно, но становятся другими. ДОУ начали переход на гибкие системы обучения. Это тоже влияние реформ, важнейшее условие для подготовки современного до-школьника. ДОУ не могут жить в современных условиях без поддержки со сто-роны государства.
Сегодня из государственного бюджета удовлетворяются потребности до-школьных образовательных учреждений в финансировании только на 30—40 процентов. Этих средств едва хватает на поддержание минимального уровня жизни воспитателей и учащихся, ими лишь частично покрывается самое скуд-ное обеспечение текущей деятельности ДОУ. У дошкольных учреждений нет денег на покупку учебно-методической литературы, новое строительство, за-купку нового оборудования.
Совершенствование механизма правового регулирования налогообложе-ния в условиях рыночной экономики достигается посредством развития кон-ституционных основ налогообложения, установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного федерализма. Налоговый кодекс Россий-ской Федерации является новым этапом развития российского налогового зако-нодательства, несмотря на то что многие аспекты налогового федерализма, на-логового управления, оптимизации налогообложения, распределения налого-вых функций между различными ветвями власти остались не урегулированны-ми
Глава 3:
С 1 января 2002 г. вступила в силу глава 25 Налогового кодекса Россий-ской Федерации (НК РФ), регламентирующая налогообложение прибыли большинства российских организаций независимо от их организационно-правовой формы. Однако особенности налогообложения бюджетных учрежде-ний в этом документе не выделены в отдельную статью и четко не определены. В результате при применении по отношению к доходам от разрешенной этим учреждениям предпринимательской и иной налогооблагаемой деятельности требований НК РФ возникает несоответствие между этими требованиями и по-ложениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).
Напомним основные положения действующего порядка бухгалтерского учета и обложения налогом на прибыль бюджетных учреждений.
С введением с 1 января 2000 г. БК РФ, а также Инструкции по бухгалтер-скому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.99 г. N 107н, был окончательно определен порядок исчисления облагаемой базы по налогу на прибыль в соответствии с инструкцией Госна-логслужбы России от 20.08.98 г. N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюд-жет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и пред-ставления отчетности в налоговые органы" (далее - Инструкция N 48). При этом учет доходов и расходов бюджетного учреждения был привязан к требо-ваниям Федерального закона от 15.08.96 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классифи-кации Российской Федерации". Этим Законом была утверждена экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации на 2001 г.
Порядок формирования затрат бюджетных учреждений для определения ими облагаемой базы по налогу на прибыль имеет следующие особенности:
а) деятельность бюджетных учреждений по своей природе не носит ком-мерческого характера: они создаются для решения определенных возложенных на них задач, а отнюдь не для получения прибыли. Являясь федеральной (му-ниципальной) собственностью, бюджетные учреждения не вправе самостоя-тельно (без разрешения соответствующего государственного органа) распоря-жаться получаемыми средствами независимо от источника их получения. Со-гласно ст.41 БК РФ доходы от использования их имущества, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ве-дении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, являются неналоговыми доходами соответствующего бюдже-та и рассматриваются фактически как дополнительное бюджетное финансиро-вание. В соответствии с п.2 ст.42 БК РФ доходы бюджетного учреждения, по-лученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учрежде-ния и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от исполь-зования имущества, находящегося в государственной или муниципальной соб-ственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Заключение:
Итак, подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что совершен-ствование механизма правового регулирования налогообложения в условиях рыночной экономики достигается посредством развития конституционных ос-нов налогообложения, установления все более четких условий взимания нало-гов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществле-нию налогово-бюджетного федерализма.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образователь-ный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанни-ков. По нашему мнению, требует решения вопрос о допустимости предприни-мательской деятельности для бюджетных учреждений. Если такая деятельность допустима, то необходимо предоставить бюджетным образовательным учреж-дениям возможность самостоятельно распоряжаться внебюджетными средст-вами. Организациям, реинвестирующим средства на нужды учреждения, долж-ны быть предоставлены соответствующие льготы.
НК РФ и законы о налогах не предусматривают возможности освобожде-ния образовательных учреждений от уплаты налогов на том основании, что средства, полученные ими в результате операций, подлежащих налогообложе-нию, перечислены непосредственно в бюджет. Руководствуясь ст.321 НК РФ, бюджетные образовательные учреждения при осуществлении налогового учета вправе применять общие нормы главы 25, регламентирующие порядок опреде-ления доходов и расходов.
Центр дошкольного образования и воспитания Октябрьского района г. Ижевска - это муниципальное образовательное учреждение. образованное пу-тем выделения при реорганизации районной Администрации, созданное в целях управления дошкольными образовательными учреждениями, находящимися на территории Октябрьского района г. Ижевска.
Взаимоотношения ДОУ «ЦДОиВ» с бюджетом проходит через налоги в следующей последовательности:
после получения выручки от реализации в бюджет перечисляется налог на добавленную стоимость;
погашение текущих затрат: отчисляются налоги, включаемые в себестои-мость. Это отчисления в единого социального налога, отчисления в до-рожный фонд, сборы на содержание милиции, налог на рекламу и т.д.;
распределение прибыли: выплачивается налог на прибыль и другие мест-ные налоги.