Введение:
За последние десятилетия экономика России претерпела значительные изменения: другими стали условия хозяйствования не только коммерческих организаций, но и бюджетных учреждений. Система же бухгалтерского учета, установленная законодательством Российской Федерации, не всегда успевает за развитием экономической ситуации. В значительной степени это относится к системе бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях.
С целью исправить положение Министерство Финансов Российской Федерации пересмотрело некоторые составляющие системы учета исполнения смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999г. №107, установлен новый порядок учета некоторых видов активов, регламентирована методика учета предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, введен новый План счетов бюджетного бухгалтерского учета. Инструкцией о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью, утвержденной приказом Минфина России от 15 июня 2000г. №54н, упорядочено формирование бухгалтерской отчетности бюджетными учреждениями.
Тем не менее на практике ведение бюджетного бухгалтерского учета вызывает затруднения. Много ошибок возникает при учете не только таких не характерных для бюджетных учреждений операций, как предпринимательская деятельность, получение внереализационных доходов, но и таких, как учет основных средств, материальных запасов, расчетов с дебиторами и кредиторами. В отличие от бухгалтерского учета в хозрасчетных организациях проблемы бюджетного бухгалтерского учета в прессе освещаются довольно редко, что и заставило меня выбрать для своей дипломной работы данную тему.
Целью моей выпускной работы является изучение особенностей налогообложения бюджетных учреждений на примере отделения федерального казначейства по Тереньгульскому району. В настоящее время новая бюджетная система России находится еще в стадии становления: дорабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральными и территориальными уровнями, органами местного самоуправления. Этим и объясняются исключительные трудности процесса формирования и исполнения бюджетов различных уровней. В целях преодоления этих трудностей были приняты такие нормативные законодательные документы, как Бюджетный и Налоговый кодекс РФ. Поэтому в моей дипломной работе особое место занимают разделы по изучению как бюджетной системы так и налоговой системы Российской Федерации.
Вопросы налогообложения бюджетных организаций были освещены на примере отделения федерального казначейства по Тереньгульскому району МФ РФ УФК Ульяновской области.
Задачами моей дипломной работы являются:
Глава 2:
От уплаты налога освобождаются:
• профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
• органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы МВД России;
• владельцы транспортных средств, использующие их исключительно для непосредственного осуществления безвозмездной помощи, в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи Российской Федерации».
Налог с владельцев транспортных средств исчисляется учреждениями на основании данных бухгалтерского учета по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего тому, в котором производится уплата налога. Исчисление налога осуществляется исходя из суммарной мощности двигателя каждого наименования объекта налогообложения, марки транспортного средства, а также размера годового налога с каждой единицы мощности двигателя/9/.
Отделение федерального казначейства по Тереньгульскому району представляет раз в год в налоговую инспекцию декларацию по налогу с владельцев транспортных средств форма НСД-24(Приложение 14). В нем указывается: вид и марка транспортного средства, мощность двигателя транспортного средства, количество, суммарная мощность, ставка налога, сумма налога с единицы мощности.
Регистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате налога не производятся. Плательщики уплачивают налог не позднее срока регистрации или перерегистрации и фактического проведения технического осмотра транспортного средства. В случае уплаты налога после регистрации или перерегистрации и фактического проведения технического осмотра транспортного средства начисление пени производится со дня проведения регистрации или перерегистрации и технического осмотра транспортного средства.
Суммы платежей по налогу с владельцев транспортных средств включаются плательщиками в состав затрат по производству и реализации, выполненных работ и предоставленных услуг.
Сумма начисленных платежей по налогу с владельцев транспортных средств в бюджетных учреждениях отражается по дебету соответствующих субсчетов счета 20 «Расходы по бюджету» или счета 22 «Расходы за счет средств внебюджетных источников» по коду экономической классификации 111040 «Прочие текущие расходы» и кредиту субсчета 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» по отдельному лицевому счету «Расчеты по налогу с владельцев транспортных средств».
Кроме выше перечисленных налогов, взаимоотношения с бюджетом в бюджетных организациях могут строиться по платежам из НДС, прибыли, налога на имущество предприятий и других налогов. Но это при условии, если бюджетной организации разрешено иметь доходы от предпринимательской или иной приносящей доход деятельности. В отделении федерального казначейства по Тереньгульскому району таких доходов не имеется.
Заключение:
Изучив вопросы налогообложения бюджетных организаций, можно сделать вывод, что отделение федерального казначейства являясь составной частью бюджетной системы, принимает непосредственное участие в формировании доходной части Бюджета. Уплачивая платежи в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, в фонды обязательного медицинского страхования, налог на доходы физических лиц – отделение федерального казначейства выступает в роли налогоплательщика. Взаимоотношения с бюджетом регулируются в первую очередь основными нормативными документами: Налоговым кодексом Российской Федерации (1 и 2 части) и Бюджетным кодексом Российской Федерации, поэтому в дипломной работе было отведено значительное место изучению вопросам бюджетного устройства Российской Федерации и налогообложения.
Основные платежи, которые уплачивает отделение федерального казначейства – это единый социальный налог, и налог на доходы физических лиц, которые уплачиваются ежемесячно, в день получения заработной платы.
Учет начисленных и перечисленных платежей осуществляется согласно инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденная приказом МинФина России от 30 декабря 1999г. №107Н. Все расчеты по исчислению налогов отделения представляются в налоговую инспекцию своевременно.
В расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу производится расчет причитающейся суммы платежей согласно нормативов: 28% - в Пенсионный фонд РФ, 4% - фонд социального страхования, 0.2% - в федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 3.4% - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Далее начисленные платежи перечисляются отдельными платежными поручениями в выше перечисленные фонды. Порядок перечисления платежей был утвержден приказом МинФина РФ от 15 января 2001г №3Н.
Я считаю, что данный порядок зачисления следует пересмотреть, т.к. это очень большая нагрузка для бухгалтеров.
Дело в том, что налогооблагаемая база для всех фондов отличается незначительно. Поэтому, можно вести учет в целом по единому социальному налогу. И перечислять одним поручением на доходные счета в Управление федерального казначейства с последующим расщеплением по фондам, согласно установленных нормативов.
Исчисление налога с доходов физических лиц осуществляется в строгом соблюдении Налогового кодекса Российской Федерации части первой, гл.23 «Налог на доходы физических лиц». Все расчеты с бюджетом осуществляются своевременно.
Анализируя работу казначейства по вопросу взаимоотношений с бюджетом, можно сделать вывод, что отделение федерального казначейства регулярно пополняет Бюджет РФ за счет перечисленных платежей как в федеральный бюджет так и внебюджетные фонды, причем из года в год наблюдается тенденция к росту платежей.
Я считаю, что выбранная тема моей работы является в настоящий момент очень актуальной, так как бюджет – это центральное звено системы финансов.