Введение:
Налоговые преступления для государств с рыночной экономикой – явление типичное и имеющее массовый характер. Сегодня в России идет становление современной налоговой системы, налаживание работы органов, призванных контролировать поступления налоговых средств в бюджет. Наряду с этим организованный характер приобретает и уклонение от налогообложения, превращающееся в одно из направлений криминальной деятельности.
Несмотря на относительно небольшой удельный вес преступлений экономической направленности в общем числе зарегистрированных преступлений (около 15%), ущерб от их совершения многократно превышает совокупные материальные потери от общеуголовных преступлений и ежегодно достигает, по данным МВД России, более 60 млрд. рублей.
Преступные посягательства оказывают значительное влияние на дестабилизацию банковской, внешнеэкономической, торговой деятельности, инвестиционный климат и производство.
Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах признается преступлением и наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. Ответственность за это преступление предусмотрена ст. 194 УК РФ, целью которой является охрана финансовых интересов государства в сфере взимания таможенных платежей.
Под таможенными платежами в соответствии со ст. 318 ТК РФ понимаются платежи, уплачиваемые при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России и в иных предусмотренных законом случаях. К ним относятся: ввозная и вывозная таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, таможенные сборы. Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным Таможенным Кодексом Российской Федерации для взимания ввозной таможенной пошлины.
В настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. В этой связи уголовно-правовая охрана интересов государства в части их уплаты является весьма актуальной.
Целью написания дипломной работы является анализ правоохранительной деятельности таможенных органов по линии дознания в 2005 г. Для достижения данной цели в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
1. дана уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений, связанных с неуплатой таможенных платежей;
2. исследованы способы подготовки, совершения и сокрытия уклонения от уплаты таможенных платежей;
3. проанализированы проблемы расследования преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей;
4. дана характеристика правоохранительной деятельности таможенных органов по линии дознания в 2005 году;
5. сделаны выводы.
Глава 2:
С учетом положений законопроекта, экспертами ФСБ России, Минэкономраз¬вития и ФТС России были разработаны проекты принципиальных решений по организации государственного контро¬ля в автомобильных пунктах пропуска (далее Порядок), обустроенных и при¬нятых в эксплуатацию в установлен¬ном порядке, и схема автомобильного пункта пропуска, которые согласованы ФТС России и ФСБ России. Порядок в соответствии с проектом предусматри¬вает упорядочение системы государс¬твенного контроля в автомобильных пунктах пропуска в части проведения пограничного и таможенного контро¬ля совместно и одновременно («одно окно»), создания и внедрения МИАИС. Помимо этого, порядок предусматрива¬ет также оптимизацию количества го¬сударственных контрольных органов в режимной зоне и сокращение времени нахождения подконтрольных объектов в пунктах пропуска. Это, в свою оче¬редь, потребует изменения располо¬жения объектов и инфраструктуры в автомобильных пунктах пропуска, раз¬работки заданий на их проектирование и их проектно-сметной документации с учетом изменений.
О том, что с пунктами пропуска есть проблемы, признается на всех уровнях. Правовое оформление, обустройство и техническое оснащение многих из них далеки от совершенства. Федеральная целевая программа «Государственная граница (2003-2010)» предусматривает осуществление ряда мер по улучшению сложившейся ситуации, но, как при¬знал глава Минэкономразвития Герман Греф, уже очевидно, что всю проблему обустройства государственной границы эта программа не решит. Так, с учетом заложенных в нее средств, только 35 автомобильных пунктов пропуска будут обустроены и технически оснащены в соответствии с современными требова¬ниями.
По сведениям ГУОТК, в настоящее время в соответствии с правовыми акта¬ми Российской Федерации и СССР, меж¬дународными договорами РФ с сопре¬дельными государствами установлены 317 пунктов пропуска. В том числе, 191 автомобильный, 59 железнодорожных, 29 морских, 7 речных, 2 озерных, 8 сме¬шанных, 18 воздушных, 2 пешеходных и 1 паромный. Однако из этого общего числа комплексно обустроены, приняты в эксплуатацию и открыты в установ¬ленном порядке лишь 33 автомобиль¬ных, 5 железнодорожных, 6 морских и 3 воздушных пунктов пропуска. Кроме того, еще 56 морских и 3 речных порта, а также 65 аэропортов (аэродромов) на территории нашей страны открыты для международного сообщения (междуна¬родных полетов) в соответствии с пра¬вовыми актами Российской Федерации и СССР. Но пункты пропуска на терри¬тории этих 124 транспортных узлах до настоящего времени не установлены и поэтому они не могут быть обустроены, технически оснащены и открыты в уста¬новленном порядке.
Мероприятия по оптимизации коли¬чества пунктов пропуска, сообщили нам в ГУОТК, осуществляются в рамках реализации пунктов 2 и 3 раздела III заседания Государственной погранич¬ной комиссии от 31 мая 2005 года. Мин¬транс России с участием ФТС России разработал проект постановления Пра¬вительства РФ «Об утверждении форм и порядков ведения паспортов пунктов пропуска через Государственную гра¬ницу Российской Федерации» и напра¬вил его на рассмотрение и согласова¬ние заинтересованным федеральным органам исполнительной власти. После завершения согласования документ бу¬дет внесен в правительство. Далее в течение 6 месяцев после вступления его в силу должна пройти паспортиза¬ция пунктов пропуска. Это необходи¬мо для получения сведений о факти¬ческом состоянии пунктов пропуска и мест, где осуществляется пропуск лиц, транспортных средств и товаров, но пункты пропуска не установлены, и их правовом оформлении. На основании этой информации будет проводиться: правовое оформление пунктов про¬пуска, открытие для международного сообщения (международных полетов) морских, речных портов, аэропортов, аэродромов; закрытие пунктов про¬пуска, дальнейшее функционирование которых будет признано нецелесооб¬разным; а также открытие тех из них, которые уже существуют де-факто, но правовые акты об их установлении не принимались. Безусловно, этому будет предшествовать большая работа мно¬гих ведомств, в том числе Минтранса, Минэкономразвития, Минобороны, ФСБ России совместно с МИДом и МВД, Мин¬сельхозом, Минздравсоцразвития. Им, в частности, необходимо будет выяснить фактическое состояние нормативного правового оформления пунктов про¬пуска, их обустройства, технического оснащения и кадрового обеспечения, имущества и его собственников (вла¬дельцы, балансодержатели), а также организации, осуществляющие хозяйс¬твенную и другую деятельность в пунк¬тах пропуска.
Лишь после проведения всей этой работы будет сформирован перечень пунктов пропуска, которые установле¬ны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Далее будут определены объемы финансирования на их обустройство, оборудование и техническое оснащение. По расчетам Минэкономразвития, общая стоимость мероприятий по реализации Концеп¬ции, в том числе и на вышеуказанные проекты, в течение пяти лет составля¬ет порядка 130 миллиардов рублей, в том числе 25 миллиардов рублей уже выделенных под имеющиеся целевые программы. Это, безусловно, немалые средства, однако наличие современных пунктов пропуска – это настоятельная необходимость, к тому же быстро оку¬паемая и прибыльная для государства. Не стоит забывать и того, что таможен¬ная служба в настоящее время обес¬печивает 42 процента доходной части бюджета страны.
Заключение:
Умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах признается преступлением и наказывается в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации. Ответственность за это преступление предусмотрена ст. 194 УК РФ, целью которой является охрана финансовых интересов государства в сфере взимания таможенных платежей.
К таможенным платежам относятся платежи, уплачиваемые при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России и в иных предусмотренных законом случаях. К ним относятся: таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, сборы за выдачу лицензий таможенными органами и за возобновление действия лицензий, сборы за выдачу квалификационного аттестата специалистов по таможенному оформлению и за возобновление действия аттестатов, таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за хранение товаров, таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров, плата за информирование и консультирование, плата за принятие предварительного решения, плата за участие в таможенных аукционах, сборы за включение банков и иных кредитных учреждений в реестр ГГК России и таможенные платежи, взимаемые по единым ставкам.
В настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети всех налоговых поступлений в федеральный бюджет. В этой связи уголовно-правовая охрана интересов государства в части их уплаты является весьма актуальной.
Уклонение от уплаты таможенных платежей впервые было криминализировано в 1994 г. в УК РСФСР 1960 года Федеральным законом от 1 июля 1994 года, и с тех пор текст уголовного закона менялся трижды. Однако ст. 194 УК сформулирована излишне абстрактно: в ней почти нет описания признаков основного состава преступления, если не считать указаний на субъект оплаты и крупный размер неуплаты.
Преступление характеризуется бездействием – неуплатой таможенных платежей в крупном размере. При пересечении таможенной границы любыми способами, в том числе при пересылке в международных почтовых отправлениях, использовании трубопровода и линий электропередач, законами и подзаконными актами РФ предусматривается обязательная уплата таможенных платежей в определенные сроки. Уклонение от исполнения этой обязанности образует признаки объективной стороны анализируемого преступления. Способы уклонения могут быть различными, например занижение таможенной стоимости перемещаемых товаров, сокрытие товаров, представление недостоверных сведений о стране, из которой импортируется товар, о льготах и т. д. Крупным размером считается сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая 500 тыс. руб. (примечание к ст. 194 УК). Неуплата таможенных платежей на меньшую сумму будет рассматриваться как административное правонарушение (ст. 16.22 КоАП). Преступление признается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.
Преступление совершается с прямым умыслом.
Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное уплатить таможенные платежи: декларант (частное лицо или таможенный брокер) или иные лица (перевозчик товара, работники таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и т. д. - ст. 16 и 126 ТК).