Введение:
Признание человека, его прав и свобод наивысшей социальной цен-ностью предполагает создание надлежащих социальных условий, обеспе-чивающих безопасную жизнедеятельность людей, нормальное функциони-рование общественных и государственных институтов. Важным фактором обеспечения социальной защищенности людей, общественных и государ-ственных интересов является система правовых мер, направленных на соз-дание нормальных условий для трудовой деятельности и отдыха граждан, охрану государственного и общественного порядка. К числу таких мер от-носятся нормы главы 24 УК, предусматривающие ответственность за пося-гательства, направленные на общественную безопасность.
Особенностью преступлений против общественной безопасности яв-ляется то, что они объективно вредны для широкого круга общественных отношений (безопасности личности, нормальной деятельности предпри-ятий, учреждений, организаций и других социальных институтов). При со-вершении преступлений против общественной безопасности вред причи-няется интересам не конкретного человека, а общественно значимым инте-ресам – безопасным условиям жизни общества в целом. При этом непо-средственному преступному воздействию могут подвергаться такие соци-альные ценности, как нормальные и безопасные условия жизни всего об-щества, общественный порядок, безопасность при производстве различно-го рода работ и обращении с общеопасными предметами.
Уголовный кодекс РФ рассматривает общественную безопасность в качестве составного элемента большой группы общественных отношений, обеспечивающих не только общественную безопасность в узком смысле, но также общественный порядок, здоровье населения, общественную нравственность, экологический правопорядок и экологическую безопас-ность, безопасность движения и эксплуатации транспорта, безопасность компьютерной информации. Вся совокупность этих общественных отно-шений именуется в УК общественной безопасностью (в широком смысле) и общественным порядком, которые выступают в качестве родового объ-екта преступлений, входящих в раздел IX Уголовного кодекса.
Общественная безопасность в широком смысле слова слагается из нескольких групп общественных отношений, существующих по поводу обеспечения; а) безопасных условий жизни всего общества; 6) обществен-ного порядка; в) экологической безопасности и экологического правопо-рядка; г) здоровья населения и общественной нравственности; д) безопас-ности личных, общественных или государственных интересов при произ-водстве различного рода работ; е) безопасности личных, общественных или государственных интересов в процессе обращения с общеопасными предметами; ж) безопасности личных, общественных или государственных интересов в процессе использования транспортных средств; з) безопасно-сти личных. общественных и государственных интересов в процессе ис-пользования компьютерной информации.
Видовым же объектом преступлений, предусмотренных нормами главы 24 УК РФ, является общественная безопасность в узком смысле сло-ва, то есть совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия жизни каждого члена общества, общественный поря-док, безопасность личных, общественных или государственных интересов при производстве различного рода работ и в процессе обращения с обще-опасными предметами.
Глава 3:
Ю.В. Ващенко полагает, что основными объектами защиты от тер-роризма, согласно ныне действую¬щему законодательству, признаются: во-первых, внутренняя безопасность (или государственный строй, правопоря-док, конституционный строй) и внешняя безопасность (су¬веренитет, нор-мальные отношения с зарубежными страна¬ми). Во-вторых, жизнь, здоро-вье, свобода людей (личности). На этом основании выделяются две взаи-модополняющие груп¬пы объектов терроризма: 1) объекты подрыва или ос-лабле¬ния, воздействие на которые оказывается опосредованно, через влия-ние на другие объекты; 2) объекты непосредственного воздействия (иногда их называют объек¬тами психофизического воздействия), в отношении ко-торых и осуществляются акции насилия положения, все более увеличива-ется роль конкретно не опре¬деленных лиц и групп; а также материальные предметы .
Во взаимодействии террористов и «третьей стороны» нередко ус-матриваются порождающие преступное поведе¬ние моменты, в создании и обострении которых бывают в различной степени виноваты террористы и «третья сторона» либо даже преимущественно последняя, В частности, она может создавать невыносимые для жизнедеятельности оп¬ределенных сло-ев населения условия, в которых такие слои, группы, их представители не видят иного выхода для обозна¬чения и отстаивания своих прав и законных интересов. В том числе права на жизнь, тем более достойную.
Терроризм - один из самых подлых насильственных спо¬собов борь-бы. Он заключается, во-первых, в использовании в качестве средств дос-тижения цели наиболее опасных форм насилия, связанных не только с не-посредственным силовым воздействием на конкретных жертв, но и с соз-данием атмос¬феры страха, паники, ужаса у гораздо более широкого круга субъектов, во-вторых, фактически в вымогательстве указан¬ным образом значимого для террористов решения, действия.
При терроризме «третьей стороной» могут быть са¬мые разные субъ-екты: международные институты, государ¬ства, политические партии, иные общественные объединения, население в целом государства или меньшей территории, различные государственные институты, политические или общественные деятели. Например, вполне подпадает под то понимание терроризма, которое изложено ранее, запугива¬ние населения в целях обес-печения определенной модели его поведения путем применения показа-тельного насилия к отдельным лицам.
Субъектами выдвижения требования к третьей стороне преимущест-венно являются вовсе не ис¬полнители конкретных преступлений террори-стического ха¬рактера, а их организаторы. Исполнители могут вообще не знать о конкретизированных требованиях и нередко погиба¬ют при совер-шении взрывов или иных террористических ак¬ций. В крайнем случае они лишь озвучивают соответствую¬щие требования. Исключением, разумеется, являются редкие случаи совершения актов терроризма одиночками.
Терроризм проявляет себя в преступлениях, по¬сягающих на разные родовые объекты. Это особенно важно в условиях, когда терроризм принял международный характер и число жертв террористи¬ческих акций бывают настолько велико, что практически не поддается точному учету. Тем более когда на рубеже веков терроризмом стала прикрываться фактически воен-ная аг¬рессия одних государств в отношении других при вуалирова¬нии ис-тинных субъектов такой агрессии. Вина в таких случа¬ях часто возлагается на различные общественные организации религиозного, иного экстремист-ского толка, хотя лидеры таких организаций готовятся спецслужбами раз-лич¬ных государств и ими же контролируются. Существенно раз¬граничивать истинный терроризм и квазитерроризм, за ко¬торым скрыва-ются другие самые опасные преступления против мира и безопасности че-ловечества.
Терроризм - это специфический метод управления поведением субъ-ек¬тов, к которым предъявляются требования. Это - особый способ насилия, используемый, как правило, почти всегда при достижении масштабных це-лей организованными кол¬лективными субъектами. В то же время сам по себе терро¬ризм - всего лишь метод, который бывает подчинен дости¬жению разных целей, порождается разнообразными мотивами. За методом важно видеть мотивацию, причины и другие обстоятельства его использования.
Заключение:
Исследовав историческое развитие бандитизма в России и его формы проявления, можно сделать следующие выводы:
шайки и банды как специфические формы преступной деятельности являлись неотъемлемой принадлежностью государственности в дореволю-ционной России, их характерные признаки и черты определили понятие бандитизма в современном понимании;
в Российской империи преступные деяния банд и шаек являют собой криминальную составляющую общеуголовной групповой преступности и характеризуются корыстно-насильственной направленностью;
в историческом развитии бандитизма после Октябрьской революции до распада СССР следует выделить два периода:
20-50-е гг. - политический бандитизм. Для него характерна полити-ческая направленность преступных действий бандитских групп; политиче-ский бандитизм как криминологический феномен стал порождением враж-дебной по отношению к советской власти идеологии, что обусловило его масштабную криминальную активность;
60-80-е гг. - традиционный уголовный бандитизм. Его насильствен-ные действия по своему характеру выражались не в оппозиционности к со-ветскому строю, а в лично-корыстных общеуголовных мотивах.
В начале 90-х годов в генезисе бандитизма обозначился новый пери-од, обусловленный перестроечными процессами и рыночными преобразо-ваниями, который продолжается до настоящего времени. Правильнее было бы называть его гангстеризмом.
Объектом бандитизма является общественная безопасность, которую можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечи-вающих защищенность интересов личности, общества и государства от уг-роз, исходящих от преступных и иных противоправных деяний, наруше-ний порядка производства различного рода работ и обращения с обще-опасными предметами пользования, в условиях явлений негативного соци-ального, техногенного и природного характера, а также других особых об-стоятельств.
Объективная сторона преступления выражается в создании устойчи-вой вооруженной группы (банды), руководстве такой группой, участии в банде, а также в участии в совершаемых бандой нападениях.
Субъективная сторона бандитизма характеризуется прямым умыс-лом.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет. Несовер-шеннолетние участники банды в возрасте от 14 до 16 лет несут ответст-венность за совершенные ими преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 20 УК РФ. Обязательным условием того, что лицо является именно субъектом бандитизма является его принадлежность к вооруженной банде, под кото-рой следует понимать устойчивую организованную вооруженную группу из двух и более лиц, предварительно объединившуюся для совершения од-ного или нескольких нападений на граждан или организации.
Под созданием банды следует понимать любые действия, результа-том которых стала организация устойчивой вооруженной группы в целях совершения нападений на граждан либо на организации. Об устойчивости банды могут свидетельствовать такие признаки, как стабильность ее соста-ва и организационных структур, постоянство форм и методов преступной деятельности.