Введение:
Успешная деятельность организации, будь то государ¬ственное предприятие, учреждение или частная коммерческая фирма, не мыслима без анализа трудовых показателей, который позволяет более точно оценить технико-экономический потен¬циал; определить резервы эффективного использования персонала предприятия, улучшения организации, условий труда и его оплаты; найти пути нормализации социально-трудовых от¬ношений в коллективе.
Долгое время в России управление любой организацией ориентировалось, в основном, на рациональное и экономическое использование фи¬нансовых и материальных ресурсов при достижении поставленных целей, а понимание роли персонала в эффективной организации функционирования предприятия было принижено. Осо¬бенно наглядно это демонстрирует уровень заработной платы в России: ее доля в ВВП по официальным данным составляет в настоя¬щее время чуть более 40%, в то время как в странах с эффектив¬ной рыночной экономикой стоимость рабочей силы в оценке вкла¬да в национальное богатство страны составляет от 50 до 65%.
Подобная ситуация в России сложилась не только из-за раз¬вала экономики, изношенности основных фондов и других «гло¬бальных» причин, но и из-за халатного отношения руководите¬лей организаций к работникам своих предприятий, из-за их желания получить как можно большие доходы без вложений в персонал, в охрану и организацию труда, а так¬же из-за невнимательного отношения государства к данным во¬просам.
Отсутствует четкая методика проведения аудита в трудовой сфере, не разработана правовая база, на недостаточном уровне ведется подготовка специалистов в этой области. Существует объективная необходимость в де¬тальной разработке механизма проведения аудита расчетов с персоналом, который должен отличаться комплексностью и взаимосвя¬занностью всех составляющих его элементов, строиться с учетом требований, предъявляемых рынком к деятельности предприятия в сфере труда. Подобная «экспертиза» позволит объективно оценить деятельность учреждения или предприятия в области организации трудового процесса и убедиться во взаимном соот¬ветствии этой деятельности и стратегии развития фирмы, регла¬ментации трудовых отношений.
По результатам аудиторской про¬верки могут быть определены направления для установления, изменения и совершенствования методики, определяющей организацию
трудового процесса и формирование социально тру¬довых отношений на предприятии (например, правил внутреннего распорядка, должностных инструкций, квалификационных ха¬рактеристик и т.д.). Аудит оплаты труда может способствовать кадровым пе¬рестановкам, улучшающим качественный состав работающих, продвижению наиболее перспективных сотрудников, а также позволит повысить роль служб по управлению персоналом, сблизить их деятельность с целями организации. Аудит расчетов с персоналом позволяет убедиться, что трудовой потенциал используется полностью и эффективно, а организация и условия труда соответствуют требованиям законодательства.
Глава 3:
В предприятии заведены налоговые карточки на физических лиц, получивших от предприятия доходы. В соответствии со ст. 230 НК РФ определена обязанность налогового агента по ведению учета доходов, полученных от него физическими лицами в налоговом периоде, по форме 1-НДФЛ.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются работником на основе заявления [3, статья 218].
1. Организация не начислила НДФЛ с материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по займу. На основании договора № 168/04-Д от 3.09.2004 г. сотруднику Пащенко А.Ю. был выдан беспроцентный займ в размере 20500 рублей. В соответствии с условиями договора возврат суммы займа осуществляется путем равномерного ежемесячного удержания из заработной платы заемщика.
Согласно пп.1 п.1 ст.212 доходом налогоплательщика является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей. При получении налогоплательщиком указанного дохода налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора [3, статья 212].
В связи с этим у организации возникает обязанность начислить НДФЛ в размере 35% с материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами.
Рекомендуется Организации удержать с заработной платы сотрудника сумму НДФЛ с материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами.
Замечаний, связанных с неправильным применением ставок по налогу на доходы физических лиц, и нарушений порядка удержаний данного налога не выявлено.
Заключение:
Переход России к рыночной экономике поставил ряд принципиально новых задач, важнейшая из которых - максимально эффективное использование персонала. Кризис современной российской экономики во многом определяется несовершенной системой хозяйствования организаций. При этом, ухудшение экономического положения, как правило, вызывает снижение внимания к проблемам управления персоналом, что в конечном итоге приводит к еще большему ухудшению финансового состояния из-за падения эффективности труда на всех уровнях функционирования организации. Обновление кадровой политики, формирование новой концепции управления персоналом в современных условиях является существенными резервами повышения конкурентоспособности предприятий и необходимыми факторами экономического развития.
В настоящее время исследование состояния системы управления персоналом в форме аудита является весьма актуальным. Целесообразность аудита трудовой сферы проявляется в следующих аспектах:
- аудиторские проверки помогут повысить уровень производительности труда в стране, снизить потери рабочего времени, затраты на выплату пособий по временной нетрудоспособности, уровень профессионального травматизма, улучшить качество принимаемых управленческих решений;
- независимые эксперты смогут сильнее воздействовать на руководство организации с помощью рекомендаций и штрафов, взимаемых за уклонение от аудиторской проверки или за невыполнение предписаний аудиторов по устранению имеющихся недостатков.
Аудит в трудовой сфере может быть эффективным не только с экономической, но и социальной точки зрения. В соответствии с Программой социальных реформ в Российской федерации на период 2001-2005 гг. «стратегическими целями социальной политики являются: достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей; обеспечение эффективной занятости населения, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы; гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения…» и т.д. Аудиторские проверки в сфере труда могут в какой-то мере способствовать реализации этих положений.