Введение:
Уже десять с лишним лет Россия движется по пути развития рыночной экономики. За этот период времени, бесспорно, достигнуты значительные успехи в изменении и улучшении как хозяйственной, так и правовой основы государства. Были кардинально переосмыслены отношения собственности, полностью изменились структура и механизмы функционирования хозяйствующих субъектов, формы финансовых связей между ними. В том числе сформировался новый для современной России правовой институт - рынок ценных бумаг, который сегодня не только прочно закрепился в финансовой системе государства, фактически став его составной частью, но и начинает играть все более заметную роль в привлечении инвестиций в экономику страны, а, следовательно, способствует ее развитию в целом. Более того, опыт формирования рыночной экономики в капиталистически развитых странах показывает, что с течением времени роль рынка ценных бумаг в хозяйственной жизни нашей страны не только не уменьшится, но, напротив, будет приобретать все большее и большее значение. А, значит, перспективы его развития представляются весьма радужными.
Ценные бумаги уже сейчас все чаще являются одним из главных средств восстановления и развития рыночных методов хозяйствования и фиксации права собственности на капитал. Это говорит о том, что в государстве складываются цивилизованные рыночные отношения, основанные на принципах законности и правопорядка. Сегодня большинство рыночных субъектов весьма активно принимают на себя обязательства в форме ценных бумаг. Также значение их велико и в платежном обороте государства, как участника рыночных отношений. Кроме того, через ценные бумаги сейчас осуществляется инвестиционный процесс.
Однако, несмотря на все эти положительные стороны развития и функционирования рынка ценных бумаг в России, нельзя не отметить, что в регулировании его деятельности еще немало нерешенных проблем. Например, совершенно ясно, что хотя законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг в целом уже сформировано, в то же время, оно, несомненно, нуждается в доработке и совершенствовании. А вопросы, связанные с деятельностью на рынке ценных бумаг, с его регулированием, еще не достаточно изучены и изложены в современной отечественной юридической литературе, и потому нуждаются в более глубоком изучении всех тонкостей и нюансов. Об этом, в частности, очень ярко свидетельствует практика работы, как непосредственно участников (субъектов) рынка ценных бумаг, так и судов, прокуратуры и др. органов власти так или иначе связанных с функционированием рынка ценных бумаг.
Глава 3:
«Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг», утвержденным постановлением ФКЦБ РФ от 2 октября 1997 г. № 27 (в редакции от 20 апреля 1998 г.)*, установлен порядок ведения реестра, согласно которому деятельность по ведению реестра признается профессиональным видом деятельности на рынке ценных бумаг, может осуществляться только юридическими лицами и должна лицензироваться. Кроме того, не допускается ее совмещение с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Эти положения, касающиеся статуса реестродержателя, перекликаются с положениями американской модели фондового рынка, и указывают на то, что и в данной области опять делается попытка взять за образец именно эту американскую модель. Ведь именно в США такое широкое развитие получил институт регистраторов. В то время как в большинстве европейских стран регистраторы как самостоятельные экономические субъекты отсутствуют, а реестры владельцев именных ценных бумаг ведутся совместно с выполнением других функций на фондовом рынке. Так, например, в Швеции, Германии, Швейцарии, Финляндии и Норвегии сбор и хранение реестров находится в ведении одного из специальных органов (в каждой стране разного), одновременно осуществляющего (примерно в одинаковом режиме) функции центрального депозитария.**
Что касается бездокументарных ценных бумаг, то деятельность реестродержателя в их отношении приобретает еще более важное значение, так как права по ним удостоверяются только в системе ведения реестра. К примеру, если в реестр по бездокументарным ценным бумагам внесена неправильная расходная запись, то их владелец тут же лишается всех прав на эти бумаги и, соответственно, прав, закрепленных этими бумагами. На
* Вестник ФКЦБ России. 1997. №7; 1998. №1; 1998. №2.
** См. Валиев С., Эльтазаров Б. Защита ценных бумаг. – М., «ЧеРо». С. 28.
сегодняшний день существует достаточно много случаев, когда держатели реестров вносили расходные записи в реестры по поддельным передаточным документам.
Поэтому возникает проблема недостаточной законодательной регламентации этого вопроса. Ведь риск списания ценных бумаг по поддельным документам всегда присутствует в деятельности реестродержателя, а несет ли за такое списание ответственность держатель реестра – вопрос спорный. Понятно, что реестродержатель обязан осуществлять проверку подлинности подписи зарегистрированного лица или его уполномоченного представителя, но в том то и дело, что эту подделку не всегда можно выявить чисто визуально.
Перед держателем реестра стоит совсем нелегкая задача. Ведь бывают случаи, когда на первый взгляд подпись очень похожа на подлинную, и тем не менее впоследствии эксперт дает заключение о ее поддельности. Да и сам эксперт не всегда может дать вполне уверенное или правильное заключение о подлинности или поддельности подписи. В этом случае держатель реестра обычно считает себя невиновным, так как подпись с образцом сличалась, но в силу отсутствия в штате работников реестра специалистов-графологов ее подделка выявлена не была.
Заключение:
Итак, пора подвести окончательные итоги исследования и в обобщенном виде изложить выводы и некоторые предложения по улучшению правового регулирования рынка ценных бумаг.
Один из основных выводов заключается, пожалуй, в том, что в настоящее время законы о ценных бумагах еще не приняты, не считая Федерального закона «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 года и Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года. При этом, роль основного регулятора рынка ценных бумаг, по мнению законодателя, должна была лечь на Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», но исходя из анализа этого закона, можно с уверенностью сказать, что он, во-первых, является законом не о ценных бумагах как таковых, а о рынке ценных бумаг, что совсем не одно и то же. Во-вторых, данный закон, вопреки своему общему (обо всех ценных бумагах) названию, затрагивает лишь некоторые вопросы только эмиссионных ценных бумаг и только применительно к деятельности рынка ценных бумаг. В-третьих, правовой статус ценных бумаг в этом законе не раскрыт, а в качестве эмиссионных ценных бумаг в нем рассматриваются лишь акция и облигация. Другие же эмиссионные ценные бумаги данным законом не называются. То есть, огромный объем остальных ценных бумаг на сегодняшний день остается не урегулированным никакими специальными законами, кроме общих положений, которые содержит ГК РФ. Это очень серьезная проблема, тормозящая развитие всего института ценных бумаг в России.
Ранее уже упоминалось о том, что само понятие ценной бумаги в ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» подвергнуто ревизии применительно к эмиссионным ценным бумагам. Этот закон не делает различий между собственно ценными бумагами и бездокументарными ценными бумагами в плане их различной правовой природы. Кроме того, при ближайшем рассмотрении и ценная бумага документарной формы в ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» - это не совсем то, что имеется в виду в ст. 142 ГК РФ. Бездокуменарная ценная бумага, являющаяся объектом обязательственного права, не должна быть объектом права собственности. Соответственно держателя бездокументарной ценной бумаги нельзя называть ее собственником. Но на бездокументарную ценную бумагу, тем не менее, распространяются некоторые элементы вещно-правового режима. Так, она может являться объектом договора купли-продажи – основного договора, используемого в имущественном обороте. А поскольку значительная часть ФЗ РФ «О рынку ценных бумаг» посвящена регулированию оборота эмиссионных ценных бумаг, то понятие права собственности на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы следует понимать лишь как допущение (юридическую фикцию), необходимое только для унификации оборота эмиссионных ценных бумаг различной формы.
Можно сказать, что вопреки здравому смыслу и несмотря на нормы ГК РФ, безотносительно к постулатам юридической науки и общей доктрине российского права, законодательство, а следом – и правоприменительная практика: