Введение:
Задачи улучшения функционирования кредитного механизма выдвигают необходимость использования экономических методов управления кредитом, ориентированных на соблюдение экономических границ кредита. Это позволит предотвратить неоправданные кредитные вложения, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, снизить риск неплатежа.
Вопрос о границах кредита довольно основательно разработан. Их не следует трактовать буквально как количественно точно определенную величину. В теоретическом плане главное заключается в выяснении факторов, формирующих потребность и возможность кредитования в изменяющихся условиях. Экономические границы кредита в конкретном смысле слова могут быть выражены определенными пропорциями, тенденциями развития кредита и других экономических категорий. Одновременно с понятием «границы кредита» существует понятие «границы использования кредита» как предел кредитования, устанавливаемый в виде конкретных показателей применительно к субъектам кредитных отношений или видам ссуд. Границы кредитования могут устанавливаться на уровне макроэкономики в виде конкретных пропорций (например, между объемом кредитов и совокупного общественного продукта), достижение которых обеспечивается через систему мер экономического воздействия. В частности, путем организации кредитования с учетом кредитоспособности предприятий и объединений, соблюдения ликвидности банков, ограничения разовой выдачи ссуды одному заемщику. Ориентация кредитного механизма на кредитоспособность заемщиков означает, по существу, организацию кредитования с учетом его экономических границ.
Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов. Снижение риска при совершении ссудных операций возможно достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка, что одновременно позволит организовать кредитование с учетом границ использования кредита.
Происходящие в современной экономике изменения привлекли внимание к необходимости выяснения кредитоспособности предприятий.
Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Изучение банками разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредитов, или, напротив, обеспечивают их своевременный возврат, составляет содержание банковского анализа кредитоспособности.
Глава 3:
Объективная оценка качества заемщиков позволит:
- снизить риск формируемого Новоспасским отделение № 4264 кредитного портфеля. Кредитный портфель служит основным источником доходов банка и одновременно – главным источником риска для размещения активов. От структуры и качества портфеля банка в значительной степени зависит устойчивость банка. Его репутация, его финансовый успех;
- регулировать уровень риска портфеля ссуд еще на стадии его формирования, с целью повышения его качества. Поэтому во всех отделениях Поволжского Банка СБ РФ ведется контроль за качеством ссуд, находящихся в портфеле, проводится независимая экспертиза и выявление случаев отклонения от принятых стандартов и целей кредитной политики банка;
- принимая на себя высокий риск, связанный с кредитованием клиентов, обеспечивать высокую доходность кредитных операций, при сохранении риска портфеля на допустимом для отделения уровне;
- контролировать качественный состав портфеля ссуд, что в частности, обусловлено необходимостью создания резерва, на покрытие возможных потерь по ссудам в соответствии с действующем регламентом [16,c.72]. Так как величина резерва относится на расходы банка, качество кредитного портфеля напрямую влияет на прибыль. Кредитные работники и служащие внимательно анализируют состав портфеля с целью выявления чрезмерной концентрации кредитов в определенных отраслях или у отдельных заемщиков, а также проблемных ссуд, требующих вмешательства со стороны банка;
- более эффективно управлять своими кредитными ресурсами.
Контроль за ходом погашения ссуды и выплатой процентов по ней служит важным этапом всего процесса кредитования. В целях программы контроля над кредитным портфелем Новоспасское отделение № 4264 СБ РФ можно проводить систематическую проверку дел своих заемщиков каждые 2 – 3 месяца. Часто применяется дифференцированный подход: наиболее надежные кредиты подвергаются проверке один раз в год, тогда как проблемные ссуды требуют постоянного анализа и контроля. Еще один вариант: постоянный контроль за крупными ссудами и периодический – по ссудам ниже определенной величины [16,c.78].
Проверка ссуды может состоять в повторном анализе финансовых отчетов, посещение предприятия заемщика , проверке документации, обеспечения и т. д. При контрольной проверке вновь просматривается вопрос о соответствии данной ссуды целям и установкам кредитной политики отделения, анализируется кредитоспособность и финансовое состояние клиента, рентабельность операции и т. д. Контроль процесса кредитования заключается в периодическом анализе кредитного досье заемщика, пересмотре кредитного портфеля банка и проведении аудиторских проверок [13,c.12].
Кредитный архив – это база кредитного мониторинга. Там сосредотачивается вся необходимая документация – финансовые отчеты, переписка, аналитические обзоры кредитоспособности, залоговые документы и т. д.
В Новоспасском отделении № 4264 СБ РФ к имеет свою систему ведения кредитного досье. Обычно документы сгруппированы в следующие разделы:
- документы по ссуде (копии кредитного соглашения, долговых обязательств, гарантийных писем, свидетельство на право подписи документов);
- финансовая и экономическая информация (балансы, отчеты о прибылях и убытках, аналитические таблицы, отчеты о денежных поступлениях, бизнес – планы, налоговые декларации);
- запросы и отчеты о кредитоспособности (ставки кредитных агентств, телефонные запросы, переписки);
- материалы по обеспечению ссуды (документы о праве вступления во владение, финансовые свидетельства о залоге, документы о передаче прав по вкладам и ценным бумагам, закладные и т. д.);
- переписка и памятные записки (переписка с клиентом по вопросам кредита, записи телефонных разговоров, справки о состоянии текущего счета клиента).
Заключение:
Подводя итоги дипломной работы еще раз целесообразно подчеркнуть актуальность темы. Больше всех в информации о кредитоспособности предприятий и организаций нуждаются банки: их прибыльность и ликвидность во многом зависят от финансового состояния клиентов. Снижение риска при совершении ссудных операций возможно достичь на основе комплексного изучения кредитоспособности клиентов банка, что одновременно позволит организовать кредитование с учетом границ использования кредита. Важность и актуальность проблемы оценки кредитоспособности предприятия обусловили выбор темы.
Рассмотрена методика оценки кредитоспособности используемая в Сберегательном Банке России. Для определения кредитоспособности заемщика проводится количественный, на основе финансовой отчетности предприятий, и качественный анализ рисков.
Выделены недостатки методики оценки кредитоспособности используемой Сбербанком России где главной проблемой при составлении методики оценки качества заемщика:
Во-первых, является качественный подбор показателей, необходимых для проведения объективной оценки потенциальных заемщиков, так как именно от них зависит результат анализа финансовой отчетности предприятия, а, следовательно, и группа риска, к которой будут в последствии отнесены заемщик. Во-вторых, информация на основании которой проводится анализ заемщика представлена формой 1 «Баланс предприятия» и формой 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании», которые предоставляются за определенный отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год), как правило, предшествующий анализу и составляются на определенную дату.
Таким образом, данные носят статичный характер и при первом обращении заемщика в Новоспасское отделение № 4264 СБ РФ определить тенденции улучшения или ухудшения в его деятельности практически невозможно.
В-третьих, коэффициенты, используемые для анализа, не всегда могут дать объективную характеристику финансового состояния заемщика. Бухгалтерская отчетность очень часто не подтверждена аудиторской проверкой и может содержать заведомо искаженную информацию, в результате чего ее достоверность ставится под сомнение.
В-четвертых, предоставляемой заемщиком информации не достаточно для проведения качественного финансового анализа. Предприятия России, в большинстве своем, не составляют отчеты о движении денежных средств, что делает невозможным проведение анализа денежных потоков – одного из главных и необходимых этапов оценки заемщиков.
Дополнительные сложности в определении кредитоспособности возникают в связи с существованием таких ее факторов, измерить и оценить значение которых в цифрах невозможно. Это в первую очередь касается морального облика, репутации заемщика, хотя не только их. Наконец, значительные сложности порождаются инфляцией, искажающей показатели, характеризующие возможности погашения ссудной задолженности