Введение:
Российская Федерация в соответствии со ст. 7 Конституции является соци-альным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспе-чивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федера-ции охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный мини-мальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается сис-тема социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция РФ устанавливает обязанность государства проводить такую со-циальную политику, которая гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень, а также закрепляет основные направления этой политики. Сре-ди них: назначение и выплата государственных пенсий и социальных пособий; соз-дание системы социальных служб занятости; охрана здоровья людей и др. Однако на практике реализация основных принципов социальной политики, закрепленных в Конституции РФ, существенно затруднена.
Происходящие в России с начала 90-х годов 20 века преобразования создали для населения страны новую ситуацию, характеризуемую непривычно высоким уровнем социальных рисков (материальной необеспеченности в случае болезни, старости, безработицы), и потребовали создания системы обязательного социально-го страхования.
Такая система выдержала испытание временем и подтвердила свою эффектив-ность в странах с развитой рыночной экономикой. Суть обязательного социального страхования заключается в распределении социального риска на работодателей и самих работающих, которые отчисляют страховые платежи в целевые внебюджет-ные фонды социального страхования.
С 1 января 2001 года страховые взносы на обязательное государственное со-циальное страхование уплачиваются в составе единого социального налога. Единый социальный налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан РФ на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также ме-дицинскую помощь.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесе-ния взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами РФ.
В отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые ор-ганы проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государ-ственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уп-лаченных сумм единого социального налога в порядке, установленном НК РФ.
Тема учета и анализа расчетов с органами социального страхования и обеспе-чения является актуальной, так как правильность исчисления налоговой базы, на-числения сумм страховых вносов по государственному пенсионному и социальному обеспечению, правомерность применения налоговых льгот и налоговых ставок при уплате и расчете единого социального налога помогает в организации учета расче-тов и облегчает ответственность организации перед налоговыми органами.
Основной целью работы является изучение теории и практики учета и анализа расчетов с внебюджетными фондами в организации, а также определить пути со-вершенствования расчетов с органами социального страхования и обеспечения.
Глава 4:
Многообразие налоговых ставок ЕСН, сложный порядок их исчисления и рас-пределения между бюджетом и фондами делают проблематичной уплату ЕСН даже для добросовестного налогоплательщика. Удачный опыт по введению единой, пло-ской налоговой ставки НДФЛ можно с успехом применить и к ЕСН.
Уплата суммы налога отдельно в бюджет и отдельно в каждый из внебюджет-ных фондов приводит к значительным трудностям с уплатой ЕСН даже добросове-стными налогоплательщиками.
Ошибка с указанием одной цифры КБК приводит к ситуации, когда деньги ре-ально поступили в распоряжение государства, но уплаченными не считаются. Идет нагрузка на налоговые органы, вынужденные решать вопросы по возврату перечис-ленных платежей. Проблемы возникают у налогоплательщиков, которые честно пы-таются платить налоги. Получается, что, если налоги не платить, проблем значи-тельно меньше. Есть ли вообще необходимость перегружать Налоговый кодекс рас-пределением сумм платежей между бюджетом и внебюджетными фондами, или та-кое распределение можно сделать в другом законе - тоже вопрос для обсуждения. Распределять сумму уплаченного налога между получателями средств могут и должны налоговые органы. Главная задача - максимально упростить расчет и уплату налога добросовестным налогоплательщикам.
Принципы, которые необходимо положить в основу совершенствования ЕСН, для устранения всех вышеперечисленных проблем:
1) налоги надо взимать с тех лиц, которые обладают меньшими возможностя-ми по уходу от налогообложения;
2) лучше всего, когда у плательщика налога есть личная заинтересованность в уплате такого налога (например, если размер пенсии прямо связан с размером упла-ченного ЕСН);
3) порядок взимания должен быть максимально простым;
4) ставка налога должна по возможности быть одинаковой для всех налого-плательщиков;
5) ставка налога должна по возможности быть низкой;
6) налог должен уплачиваться единым платежом и одним платежным поруче-нием для исключения ошибок налогоплательщиков;
7) если есть необходимость в распределении платежей по уровням бюджетной системы, лучше, если такое распределение будет производить государственный ор-ган, контролирующий сбор такого налога.
Пока концепция, положенная в основу взимания ЕСН, не будет выгодна как государству, так и работодателям, достичь полного решения проблемы нелегальных зарплат нереально.
Достижение такого результата возможно при следующем подходе:
- плательщиками ЕСН должны быть работники;
- удерживать ЕСН в качестве налоговых агентов будут работодатели;
- выплаченная зарплата, безусловно, должна уменьшать налогооблагаемую прибыль работодателя.
Такой подход подталкивает работодателя показывать в расходах зарплату полностью. Одновременно государство получает возможность собирать ЕСН в пол-ном объеме и финансировать ФОМС, ФСС и ПФР совершенно на другом уровне. Работник получит пенсионные отчисления с реальной зарплаты и сможет увереннее отстаивать свои права в спорах с работодателем.
Заключение:
С введением единого социального налога большинство задач решено на уровне законодательного обеспечения, хотя следует признать, что снижение нало-говой нагрузки на этом этапе будет мало заметным для большинства организа-ций и само по себе не слишком повлияет на их политику в отношении заработной платы.
Введенная регрессивная шкала налогообложения является важным шагом, создающим предпосылки для пересмотра отношений между работникам и ра-ботодателем. Но организация может заработать право на применение регрес-сивной шкалы в текущем году, только при условии выплаты достаточно высокой средней заработной платы в предыдущем году и сохранении ее на минимально допустимом уровне в текущем году. Поэтому большинству предприятий при-менение регрессивной шкалы не реально.
Сегодня ЕСН еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в ка-ждый из них отдельными платежными поручениями.
Средств, поступающих в распоряжение этих фондов, основанных на до-пущении о том, что быстрых изменений в размерах официально выплачиваемой заработной платы не произойдет - на сегодняшний день не достаточно для фи-нансирования всех основных социальных программ, осуществляемых этими фондами.
Правильность организации учета и налогообложения расчетов по ЕСН в ор-ганизации должна обеспечить достаточное финансирование мероприятий по го-сударственному пенсионному и социальному обеспечению и медицинскую по-мощь.
Поэтому, целью дипломной работы являлось как можно, детальнее и пра-вильнее описать организацию учета расчетов с органами социального страхования и обеспечения.
В первой главе рассмотрены теоретические основы налогов, правовые осно-вы государственных внебюджетных фондов, освещены сущность и значение ЕСН.
Рассматриваются основы налогообложения и отчетность по ЕСН и пенсион-ному обеспечению. Объектом налогообложения для налогоплательщиков произво-дящих выплаты физическим лицам признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц. Дается описание предоставления льгот применяемых при исчислении ЕСН, регрессивные ставки налога и порядок предос-тавления налоговой отчетности по ЕСН и пенсионному обеспечению.
Во второй главе дана краткая экономическая характеристика деятельности Управления культуры и организации досуга населения мэрии г. Ульяновска и про-веден анализ расчетов с органами социального страхования и обеспечения по каж-дому внебюджетному фонду.