Введение:
В целях проведения государственной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета РФ, усиления контроля за поступлением и целевым использованием государственных средств в соответствии с Указом Президента от 09.03.2004 г. № 314 «О федеральном казначействе РФ» утвержденным Постановлением Правительства определены следующие « главные задачи федерального казначейства » 23,с.10:
- организация, осуществление контроля за исполнением республиканского бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
- регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом РФ и государственными федеральными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроля за поступлением и использованием внебюджетных федеральных средств;
- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;
- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Совета Министров – Правительства РФ по республиканскому бюджету РФ, о государственных федеральных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ;
- управление и обслуживание совместно с Центральным банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего внешнего долга России;
Глава 3:
- в расчетах бюджетной обеспеченности не должны использоваться отчетные данные о фактически произведенных бюджетных расходах и фактически поступивших (начисленных) налоговых доходах. Для этого необходимы объективная и прозрачная оценка относительных различий в расходных потребностях в расчете на душу населения или потребителя бюджетных услуг и методы сравнения налогового потенциала различных территорий с учетом уровня и структуры развития региональной экономики;
- методики и процедуры распределения финансовой помощи должны быть установлены федеральными законами и принимаемыми на их основе нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
- жесткость бюджетных ограничений: утверждение всего объема финансовой помощи конкретным регионам и муниципальным образованиям, законом о соответствующем бюджете (в абсолютных цифрах), ограничения на перечисление в течение бюджетного года средств, не распределенных между регионами и муниципальными образованиями законом о бюджете;
- максимально возможная стабильность (предсказуемость) объема и принципов распределения финансовой помощи, позволяющая субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям самостоятельно прогнозировать для себя основной объем получаемой финансовой поддержки на среднесрочную перспективу и создающая стимулы для увеличения собственных доходов;
- установление на федеральном уровне общих принципов и требований к формам и механизмам выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
В соответствии с этими требованиями финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации будет предоставляться через 5 фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсаций, Фонд финансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов.
В 2006 году должен быть в основном завершен переход региональных и местных бюджетов на казначейское исполнение на основе единых федеральных стандартов.
Предстоит усовершенствовать программные комплексы органов Федерального казначейства по ведению лицевых счетов главных распорядителей, получателей, иных получателей средств федерального бюджета в соответствии с Приказом №50-н, повышения оперативности принятия решений и направления дополнительных объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств в адрес тех распорядителей и получателей средств федерального бюджета, от которых поступили запросы- требования о выделении средств для погашения требований исполнительных листов судебных органов.
Заключение:
По результатам исследуемой проблемы следует отметить, что казначейская система исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - одно из важнейших направлений совершенствования бюджетного процесса. Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета обусловлен развитием рыночных процессов в российской экономике, сопровождавшихся образованием разрозненной массы коммерческих банков. Центральный банк Российской Федерации, сосредоточив усилия на вопросах денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки на местах устранились от контроля, за использованием бюджетных средств, будучи заинтересованы в его отсутствии.
Наряду с этим законодательное закрепление самостоятельности бюджетов в рамках единой бюджетной системы России освободило местные финансовые органы от обязательного контроля, за правильностью и целевым характером использования средств федерального бюджета. В области исполнения федерального бюджета по доходам существовавший порядок характеризовался не только низкой оперативностью зачисления доходов на счета федерального бюджета, длительными задержками, запаздыванием, неполнотой и расхождениями в предоставляемой Центральным банком информации, но также и отсутствием единого порядка распределения поступающих доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней.
В сфере расходов федерального бюджета до настоящего времени действующая система носила отпечаток предельно централизованной директивной экономики, поскольку допускала их фиксирование лишь на стадии платежа, т.е. когда возможность маневрирования государственными финансовыми ресурсами уже практически упущена 13, с.5. Постановка учета бюджетных средств, в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечисления этих средств по назначению, а значит, эффективно контролировать данные операции. Вследствие, раздельного учета рублевых и валютных позиций нарушался принцип кассового единства бюджета.
Иными словами, действующим механизмом использования федеральных финансовых ресурсов был слабо адаптирован к современным экономическим условиям, не способен обеспечить «прозрачность» бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, отягощен многоступенчатостью, характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными финансовыми ресурсами в условиях их дефицитности и создал возможности их не целевого использования. Поэтому стала актуальной проблема внесения изменений в процесс исполнения бюджета, т.е. переход на казначейскую систему.
В соответствии с указанными актами основными задачами органов казначейства являются организация, осуществление и контроль, за исполнением бюджетов всех уровней, управление доходами и расходами этих бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы.
Казначейство, представляя собой центральную часть системы государственного финансового управления, проводило работу по совершенствованию управления расходами в бюджетной сфере, расширяя спектр, своего контроля за госрасходами.