Введение:
На этапе перехода к рыночной системе отношений государству необходимо было найти новые формы управления финансовыми потоками, в том числе бюджетными. Таким образом. Создаются предпосылки для образования новой структуры, обеспечивающей исполнение федерального бюджета. Нельзя сказать, что эта задача является новой в системе экономических отношений России или других стран. Многие экономически развитые страны осуществляют исполнение бюджета через систему казначейства: Щвеция, ФРГ, США, Австралия, Бразилия, Израиль и другие.
В целях проведения государственной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета РФ, усиления котроля за поступлением и целевым использованием государственных средств в соответствии с Указом Президента от 08.12.92 г. № 1556 «Офедеральном казначействе» /3/ и Положении о федеральном казначействе был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства Финансов РФ.
Основное предназначение казначейской системы – содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами. Казначейство на всех этапах процесса расходования средств осущуствляет контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Именно благодаря казначейству можно прозрачно проследить целевое использование денежных средств федерального бюджета. В связи с этим написание данной работы является актуальным.
Целью дипломной работы является ознакомление с казначейским исполнением бюджетов всех уровней по расходам на примере Отделения федерального казначейства по Инзенскому району.
В данной дипломной работе поставленны следующие задачи:
Глава 3:
Не менее сложные и масштабные проблемы стоят перед органами федерального казначейства в области организации и обеспечения контроля за исполнением расходной части бюджета. Среди многих решений принятых в последнее время можно выделить самое важное - это учет органами федерального казначейства обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. В 2001 году Правительство приняло постановление, устанавливающее реализацию субсидиарной ответственности Главных распорядителей средств федерального бюджета по обязательствам, принимаемым подведомственными им учреждениями.
В 2000 году в рамках контроля за обязательствами Правительство установило, что учету подлежат и те из них, которые оплачиваются за счет внебюджетных средств бюджетных учреждений. Положение коренным образом должно изменится в лучшую сторону при переводе счетов по учету внебюджетных средств в систему федерального казначейства.
Процесс казначейского исполнения не может быть завершен, пока все до единого федерального учреждения не будут иметь счета только в системе казначейства.
Сложившаяся в России система межбюджетных отношений, несмотря на проведенные в 1990-х годах реформы, не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу.
По уровню децентрализации бюджетных ресурсов Россия практически не уступает большинству федеральных государств, однако, формально сохраняет крайне высокую, даже по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. Бюджеты субъектов Российской Федерации и особенно местные бюджеты перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления источников финансирования. Основная часть расходов региональных и местных бюджетов, включая заработную плату в бюджетной сфере, а также финансирование сети бюджетных учреждений регламентируется централизованно установленными нормами. Более 80 процентов налоговых доходов этих бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Зависимость региональных и местных бюджетов от ежегодно устанавливаемых нормативов расщепления федеральных налогов подрывает стимулы к проведению структурных реформ, развитию налогового потенциала территорий. Несмотря на тенденцию к формализации распределения финансовой помощи, значительная ее часть по-прежнему распределяется без четких критериев и процедур, что требует дальнейшего развития и законодательного закрепления методологии бюджетного выравнивания.
Заключение:
В заключении работы следует отметить, что казначейская система исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - одно из важнейших направлений совершенствования бюджетного процесса. Переход от банковской к казначейской системе исполнения бюджета обусловлен развитием рыночных процессов в российской экономике, сопровождавшихся образованием разрозненной массы коммерческих банков. Центральный банк Российской Федерации, сосредоточив усилия на вопросах денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджета. Был серьезно ослаблен банковский учет бюджетных средств, а коммерческие банки на местах устранились от контроля за использованием бюджетных средств, будучи заинтересованы в его отсутствии.
Наряду с этим законодательное закрепление самостоятельности бюджетов в рамках единой бюджетной системы России освободило местные финансовые органы от обязательного контроля за правильностью и целевым характером использования средств федерального бюджета. В области исполнения федерального бюджета по доходам существовавший порядок характеризовался не только низкой оперативностью зачисления доходов на счета федерального бюджета, длительными задержками, запаздыванием, неполнотой и расхождениями в предоставляемой Центральным банком информации, но также и отсутствием единого порядка распределения поступающих доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней.
В сфере расходов федерального бюджета до настоящего времени действующая система носила отпечаток предельно централизованной директивной экономики, поскольку допускала их фиксирование лишь на стадии платежа, т.е. когда возможность маневрирования государственными финансовыми ресурсами уже практически упущена. Постановка учета бюджетных средств в банках не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечисления этих средств по назначению, а значит, эффективно контролировать данные операции. В следствии раздельного учета рублевых и валютных позиций нарушался принцип кассового единства бюджета.
Иными словами, действующим механизм использования федеральных финансовых ресурсов был слабо адаптирован к современным экономическим условиям, не способен обеспечить «прозрачность» бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, отягощен многоступенчатостью, характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными финансовыми ресурсами в условиях их дефицитности и создал возможности их нецелевого использования. Поэтому стала актуальной проблема внесения изменений в процесс исполнения бюджета, т.е. переход на казначейскую систему.