Введение:
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках выбранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономи-ческое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой — государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выпол-нения возложенных на государственные органы функций.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девя-ностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов и, в первую очередь, бюджетную систему Российской Федерации. По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства. Через него осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта и национально-го дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну. В бюд-жете фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматрива-ется как главный инструмент всей финансовой системы Российской Федерации. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что исполнение бюджета, а так же его учёт и контроль оказывает огромное влияние на экономическое развитие стра-ны.
В начале 90-ых годов XX века на территории Российской Федерации стали соз-давать казначейскую систему исполнения федерального бюджета. Данная система была практически сформирована к концу 90-ых годов XX века, а в настоящее вре-мя осуществляется ее совершенствование. При этом в самом механизме казначей-ского кассового обслу¬живания исполнения бюджета осталось и появилось немало проблем.
В научной литературе, которая непосредственно посвящена казначейской сис-теме кассового обслу¬живания исполнения бюджета, освещается в основном исто-рия становления и опыт работы Федерального казначейства. Круг же проблем, от решения которых непосредственно зависит развитие и совершенствование меха-низма учёта и контроля кассового обслу¬живания исполнения бюджета, остается в научной литературе малоизученным. Поэтому изучение именно процесса кассового обслу¬живания исполнения бюджета, его учёт и контроль имеет особую актуаль-ность в настоящее время.
Бухгалтерский учет кассового обслу¬живания исполнения бюджета имеет свои специфические особенности, обусловленные реформированием всего бюджетного процесса, изменениями в нормативных документах по его учету и отчетности в бюджетной сфере.
К этим особенностям нужно отнести:
организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации;
контроль исполнения сметы расходов;
выделение в учете кассовых и фактических расходов;
отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохране-ния, образования, науки).
Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необ-ходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово – бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополни-тельных расходов. Общетеоретические и методологические вопросы по проблемам бюджетной системы, бюджетного процесса, казначейского исполнения бюджетов исследуются в трудах отечественных и рубежных авторов.
Глава 3:
Таким образом, для реализации указанных изменений в бюджетном процессе должна быть создана такая система бюджетного учета и отчетности, которая могла бы не только отслеживать правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования по каждому бюджетному году и в целом при завершении бюджетных программ, давая тем самым возможность объективно оце-нивать активы и обязательства муниципальных образований, субъектов Российской Федерации и собственно Российской Федерации.
Именно на реализацию указанных положений бюджетной реформы направлены Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 26 августа 2004г. № 70н (зарегистрирован в Минюсте России 5 октября 2004г., реги-страционный номер 6055) и Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденная приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н (не нуждается в государственной реги-страции, письмо Минюста России от 1 марта 2005г. № 01/1453-ВЯ).
При их разработке Минфином России интегрированы в единый документ пра-вила учета объектов бухгалтерского учета, ранее регулируемые двумя различным документами: Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, ут-вержденной приказом Минфина России от 17 февраля 1999г. № 15н, а также Инст-рукцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной при-казом Минфина России от 30 декабря 1999г. № 107н.
Можно отметить, что еще в Бюджетном послании Президента РФ «О бюджет-ной политике в 2003 году», определялись основные критерии новой системы бюд-жетного учета:
- интеграция с бюджетной классификацией;
- объединение учета исполнения бюджета и учета в бюджетных учреждениях;
- использование метода начислений.
Таким образом, реализация требований указанного Бюджетного послания Пре-зидента Российской Федерации заняла более чем два года. На самом деле, это не-большой период времени, в течение которого на основе анализа мирового опыта бюджетного учета в развитых странах, международных стандартов финансовой отчетности и статистики государственных финансов Минфину России удалось подготовить качественно новый документ по бюджетному учету, системно харак-теризующий все объекты бюджетного учета и совершаемые с ними операции.
Хочется надеяться, не будет ошибкой утверждение, что с изданием Инструкции по бюджетному учету национальная система бюджетного учета в Российской Фе-дерации становится на один уровень с передовыми образцами систем бюджетного учета других стран. Это должно позволить формировать не только собственно бюджетную отчетность Российской Федерации, понятную внутренним пользовате-лям, но и финансовую отчетность в общепринятом смысле этого слова, которая станет понятной широкому кругу внешних пользователей.
При этом нельзя забывать, что сделаны только первые шаги к новому понима-нию роли и места бюджетного учета в бюджетном процессе, а также системы бух-галтерского учета в Российской Федерации.
Применение новых нормативных актов по бюджетному учету столкнется не только с организационными и техническими трудностями, но и поставит новые проблемы места и роли бюджетного учета и бюджетного бухгалтера в системе управления государственными и муниципальными финансами. Эти проблемы вы-званы необходимостью, с одной стороны, стандартизации требований к бюджет-ному учету и унификации применения положений на всех уровнях бюджетной системы, а с другой, все большей децентрализацией нормативного регулирования из-за делегирования принятия управленческих решений главным распорядителям средств соответствующего бюджета и органам государственной власти субъектов Российской Федерации (органам местного самоуправления).
Заключение:
Целью настоящей дипломной работы было изучение и определение направле-ний совершенствования учета операций кассового обслу¬живания исполнения бюджета Федеральным казначейством Российской Федерации как важнейшего элемента управления централизованными фондами финансовой системы государ-ства воздействующего на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих возможность выполнения возложенных на государст-венные органы функций, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование в условиях перехода экономики на рыночные отноше-ния.
В ходе проведенного исследования раскрыта значимость бюджетной сферы и бюджетного учета операций кассового обслу¬живания исполнения бюджета Рос-сийской Федерации для экономики страны как инструмента контроля за эффек-тивным использованием денежных средств государства.
Изучена нормативно-правовая документация и нормативные акты по бюджет-ному учету и контролю бюджетной сферы в Российском государстве при осущест-влении операций кассового обслу¬живания исполнения бюджета Федеральным ка-значейством Российской Федерации.
Изучены особенности ведения бухгалтерского учета операций кассового обслу¬живания исполнения в отделении Базарно¬сызганского района Управления Феде-рального казначей¬ства Ульяновской области.
Рассмотрены способы и механизм отражения операций кассового обслу¬живания исполнения бюджета Федеральным казначейством Российской Федерации в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства и ор-ганов местного самоуправления с учетом перехода на новый метод учета кассовых поступлений и кассовых выбытий со счетов бюджетов.
Проведена сравнительная характеристика особенностей отражения и ведения учета операций кассового обслу¬живания исполнения бюджета связанные с при-менением новой бюджетной классификации доходов и расходов и Плана счетов бюджетного учета утверждённого Инструкцией по бюджетному.
Освещены основные формы бухгалтерской отчетности по отражению в учете операций кассового обслу¬живания исполнения бюджета органов государственной власти, органы управления государственных внебюд¬жетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджет¬ных фондов, органы ме-стного самоуправления и созданные ими бюджетные учреж¬дения (главные распо-рядители, распорядители, получатели средств бюджетов; ор¬ганы, организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое об¬служивание исполне-ния бюджетов).