Введение:
Особое положение в финансовой системе любой страны занимают государственные финансы. Это обусловлено их специфическим назначением – обеспечить органы власти денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций. Областной бюджет, входящий в состав государственных финансов, является основным инструментом регулирования экономики и решения социальных проблем региона. Поэтому сегодня, при форме организации бюджетных отношений на принципах бюджетного федерализма, актуален вопрос взаимоотношений областного бюджета с участниками бюджетного процесса, которые и реализуют бюджет субъекта Российской Федерации. Таким образом, целью работы является раскрытие взаимоотношений областного бюджета с участниками бюджетного процесса, а объектом исследования – данные взаимоотношения.
Задачи исследования следующие. Во-первых, это изучение бюджетного процесса с раскрытием понятий и сущности бюджета, бюджетной системы, участников бюджетного процесса на основе обзора соответствующей литературы. Во-вторых, изучение законодательной базы регулирования взаимоотношений областного бюджета с участниками бюджетного процесса. При этом необходимо изучить закрепленные бюджетным законодательством состав доходов и расходов и статус участников бюджетного процесса на уровне субъекта Российской Федерации. В-третьих, проведение анализа взаимоотношений участников бюджетного процесса на примере отделения по г. Ульяновску УФК по Ульяновской области с использованием метода сравнения. Здесь анализ делится на два направления: анализ доходов и анализ расходов областного бюджета за 2003-2005гг. Анализ завершается выявлением основных направлений совершенствования взаимоотношений участников бюджетного процесса области. При анализе исходным материалом является отчетность УФК по Ульяновской области.
Глава 3:
Исключить дублирование одних и тех же функций различными структурами.
В целях выравнивания диспропорций в уровне экономического развития территорий региона считаю, целесообразным отдавать приоритеты проектам и программам, обеспечивающим повышение производственного и налогового потенциала районов Ульяновской области. Отбор проектов и программ для кредитования производить на конкурсной основе.
Кроме того, считаю, что в Ульяновской области наращивание собственных доходов, рационализация бюджетных расходов, сокращение зависимости от финансовой помощи, обеспечение сбалансированности бюджета, рост эффективности управления финансами должны быть обеспечены путем:
формирования унифицированных механизмов межбюджетных отношений, не допускающих субъективизма и индивидуальных согласований;
четкого законодательного закрепления бюджетных полномочий и ответственности властей разных уровней;
отказа от принятия решений, возлагающих на нижестоящие бюджеты дополнительные обязательства без предоставления источников их финансирования;
расширения налоговых полномочий Ульяновской области и органов местного самоуправления в рамках единого налогового пространства;
применения стабильных базовых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
усиления контроля за полнотой и целевым характером использования финансовой помощи с учетом обоснованности бюджетных расходов;
формирования правовых гарантий для безусловного выполнения финансовых обязательств участниками межбюджетных отношений;
обеспечения единства экономического пространства, гарантий для свободного перемещения товаров, капиталов, населения как внутри Ульяновской области, так и за ее пределами.
Кроме того, важно законодательно закрепить права и ответственность органов государственной власти Ульяновской области в сфере межбюджетных отношений, оговорив при этом порядок компенсации потерь, вызванных решениями вышестоящих органов государственной власти, и меры ответственности Правительства Российской Федерации за выполнение обязательств в сфере межбюджетных отношений, а также порядок контроля за этими обязательствами со стороны субъектов Российской Федерации – Ульяновской области.
Процесс совершенствования межбюджетных отношений в Ульяновской области находится на начальной стадии, поэтому считаю целесообразным и актуальным полный перевод всех бюджетополучателей субъектов РФ на исполнение бюджета в органы Федерального Казначейства, это позволит обеспечить эффективное использование бюджетных средств Ульяновского региона, их целевое использование, а так же сократить ныне действующий аппарат осуществляющий эти функции.
Заключение:
По результатам проведенного анализа взаимоотношений областного бюджета с участниками бюджетного процесса можно сделать следующие выводы.
Бюджетное финансирование расходов на современном этапе экономического развития осуществляется на базе подходов, существенно ограничивающих воздействие государства на ход рыночных преобразований и структурную перестройку экономики. Эти недостатки связаны с ограниченными возможностями бюджетной системы и с неопределенной или даже ошибочной стратегией распределения централизованных инвестиций, отсутствием действенного контроля за их использованием. Большое значение имеют повышение качества обоснования и четкости реализации политики государства в области расходов, учет степени проработанности и реальности бюджетного планирования. В российской экономике, где доминируют неденежные формы расчетов, составление реальных прогнозов объема денежной массы весьма затруднено. Бюджетная политика разрабатывается в условиях фактора неопределенности, что усугубляет сложность как составления, так и исполнения принятого бюджета. В российской экономике возрастание бюджетных расходов непроизводительного характера практически не компенсируется соответствующим увеличением инвестиционных расходов бюджета. Напротив, оно выступило одним из факторов, обусловливающих сокращение государственных инвестиций, ослабление инвестиционной функции государства. Необходимы изменения в бюджетной политике и перестройка бюджетной системы страны. При разработке бюджета должны быть использованы принципы определения приоритетных направлений, установления нормативов, определяющих уровень бюджетных средств по выделенным направлениям, разделения текущего и инвестиционного бюджета на нормативной основе, исключения возможности превышения дохода над расходами при планировании текущего бюджета, четкого планирования источников покрытия дефицита инвестиционного бюджета.
Изменения следует ввести и в технологию осуществления контроля за использованием средств бюджета, усилив роль казначейского метода исполнения бюджета. Бюджетным законодательством Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. Однако детальное изучение взаимоотношений бюджета с участниками бюджетного процесса говорит о том, что по факту в России существует смешанная система исполнения бюджета. Это подтверждает и анализ деятельности отделения по г. Ульяновску Управления Федерального казначейства по Ульяновской области. Так, часть функций по кассовому исполнению бюджета Ульяновской области относится к региональному органу казначейства, а часть – к Центральному Банку РФ и уполномоченным банкам. А при расширении функций казначейства можно было бы достигнуть более эффективного осуществления кассового планирования и прогнозирования расходов, а также предварительного и текущего контроля за ведением операций со средствами бюджетов различных уровней, осуществляемых бюджетополучателями.