Введение:
Вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Данная проблематика носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей юриспруденции, социологии, социальной психологии и педагогики, включая в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т.п. От того, насколько успешно дети-сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.
Нынешнее российское общество со всей очевидностью поставлено перед объективной необходимостью формирования современной целостной системы социальной защиты сирот, устойчивого и надежного функционирования социальных служб, обслуживающих эту категорию населения и оказывающих им поддержку в деле жизнеустройства. Важными условиями формирования подобной системы должны стать научный анализ ее функционирования в качестве существенного, а в ряде аспектов — ключевого элемента социальной политики государства, которое должно отвечать за создание эффективных регламентирующих правовых норм, а также за разработку социальных технологий поддержки и помощи детям-сиротам, отвечающим современным требованиям. Такая направленность социальной политики может обеспечить возможность реального осуществления юридически закрепленных социальных прав сирот, гарантировать возможности их успешной адаптации в обществе.
Этими фактами объясняется высокая актуальность и значимость темы выбранного исследования. Особенную важность в наших условиях приобретают исследования юридическо-институционального аспекта проблем социальной адаптации, социальной защиты, социальной поддержки детей-сирот как относительно самостоятельной группы населения. Анализ социального содержания сиротства, исследование положения и социальных перспектив этой социальной группы, разрешение вопроса о социальной защите детей-сирот и, особенно, об их максимально эффективной социальной интеграции — достаточно новое направление в отечественной социологической и юридической литературе.
Изучением сиротства как социального явления занимались и ученые нашей страны, и зарубежные специалисты. Вопросы социальной защиты детей-сирот, проблемы их образования, трудоустройства, жилищного обеспечения и другие социальные аспекты их жизнедеятельности исследовались и исследуются в рамках социологии семьи многими учеными, такими как М.П. Аракелова, Т.А. Гурко, И.Ф. Дементьева, А.Н. Елизаров, Г.Г. Силласте, Г.И. Осадчая, Е.Р. Смирнова, В.В. Форсова, А.С. Барашкова, Е.М. Рыбинский, Л.В. Кузнецова, М.И. Несмеянова, СЮ. Барсукова, СВ. Кочеткова, О.Г. Исупова, и др. Также, большой вклад в разработку проблем социальной защиты сирот внесли Л.А. Селявина, В.Н. Лыков, Н.Г. Иовчук, А.Б. Дзугаева, Е.Н. Чепурных, М.Д. Зезина, М.М. Фатейчев, В.В. Смирнов, М.А. Журавлева, И.Н. Шатилов и др.
Глава 3:
Обеспечение безопасности детей-сирот тесно связано с решением проблемы возрождения и государственной поддержки семьи, выходом из кризисной для России демографической ситуации и созданием условий для эффективной защиты прав и законных интересов детей . Поэтому важное значение имеет рассмотрение юридической безопасности несовершеннолетних как состояния их защищенности семейно - правовыми средствами, от которой во многом зависит состояние безопасности общества в целом. Не случайно различные аспекты защиты прав ребенка в последнее время являются предметом достаточно частого исследования в юридической литературе . Более того, отмечается, что одна из основных целей семейного права - охрана прав ребенка, которая является самостоятельной областью науки семейного права .
В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств: а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство; б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации; в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию; г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения; е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания; ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка .
Меры защиты детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные, административные, просветительные и иные меры .
Защита прав и охраняемых законом интересов детей-сирот осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы и способов защиты . Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав
Заключение:
Каждый день множество детей во всем мире подвергаются опасностям, которые препятствуют их нормальному росту и развитию, а именно: неисчислимые страдания, связанные с войнами и насилием, расовой дискриминацией, апартеидом, агрессией, иностранной оккупацией и аннексией; неблагополучной демографией, вынужденным оставлением своих семейных очагов. Кроме того, каждый день миллионы детей страдают от бедствий нищеты и экономического кризиса - от голода и отсутствия дома, от эпидемий и неграмотности, от деградации окружающей среды.
К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей. Так же, как и они, впоследствии лишаются родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.
Среди путей преодоления этого трагического, ставшего масштабным, социального явления можно выделить главные:
- возрождение духовной культуры нации;
- экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства;
- возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, возвращение "воспитания" в учебные заведения;
- реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений;
- совершенствование системы устройства детей-сирот.
Должны быть приняты акты, как полностью посвященные детям, так и содержащие отдельные нормы, касающиеся вопросов:
- обеспечения правовых гарантий интересов несовершеннолетних, воспитывающихся в условиях "замещающей" семьи;
- создания системы государственного социального обслуживания семей и детей;
- квотирования рабочих мест для детей-сирот, предоставления налоговых льгот и компенсационных выплат предприятиям, принимающим на работу детей-сирот;
- создания системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних;
- защиты прав при разводах, процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи и др.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо обеспечить разработку и принятие нормативных правовых актов, внедряющих на территории Российской Федерации новые формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не наделять полномочиями органов опеки и попечительства иные организации и лиц, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Важно подчеркнуть, что фиктивная, дефектная или иная ложная правовая норма не учитывает социальной реальности. Причин несоответствия нормы права объективной действительности, потребностям общества может быть множество, все они следствие ошибок, совершенных законодателем в процессе познания действительности. Скажем, законодатель может закрепить объективно нереальные, нереализуемые права и обязанности, и в этом случае юридическая норма оказывается "пустышкой". Например, в 1996 году был принят Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в котором предусматривалось, что если компетентные органы не могут предоставить ребенку-сироте жилье, то они обязаны выдать компенсацию, но ее размер настолько незначителен, что не дает возможности приобрести жилье.