Введение:
Тема деятельности благотворительных организаций долгое время, в силу исторических и социально-политических причин, оставалась вне сферы изучения российских ученых, находя отражение исключительно в специальной, литературе, в то время как в зарубежной социологии она издавна привлекала внимание ученых. С ориентацией нашей страны на демократические принципы развития и построение открытого гражданского общества интерес к проблемам функционирования и месту в современной социальной структуре значительно возрос. Но конкретных исследований в этом направлении выполнено очень мало, что представляет широкое поле деятельности для изучения.
Процесс трансформации российского общества сопровождается изменением роли государства, граждан и ростом гражданских инициатив. В период экономического кризиса и политических изменений обостряются старые и появляются новые социальные проблемы, такие как рост преступности и безработицы, бедность, детская беспризорность и пр. Государственная система социальной защиты оказывается неспособной решать комплекс существующих и возникающих проблем. Вне административно-государственных структур социальной защиты возникают новые гражданские инициативы, которые направлены на решение социально-защитных проблем. Эти гражданские инициативы и являются благотворительными организациями. Под благотворительной организацией в данном случае понимается некоммерческая негосударственная организация, которая осуществляет свою деятельность в целях социальной защиты нуждающихся групп населения. Сфера их работы охватывает весь спектр социальных услуг: социальная защита, экология, культура, образование, спорт, правовая защита, профилактика наркомании, благотворительность, милосердие.
Глава 2:
Контролер-координатор призван следить за соблюдением прав военнослужащего на достойные условия проживания и быт, чтобы в случаях подобных правонарушений принять соответствующие меры. Например, если контролер замечает, что продукты питания для солдат кто-либо присваивает, он сообщает об этом командиру (или в вышестоящую инстанцию) с целью увольнения лица, злоупотребляющего своим служебным положением. Поскольку специалисты фонда являются командой, то план дальнейших действий после обнаружения подобных инцидентов, контролер может разрабатывать вместе с юристом и сотрудником правоохранительных органов.
Бухгалтер занимается финансовыми вопросами: распределение финансовых средств, составление сметы, начисление заработной платы. Также в его обязанности входит работа с документами.
Что касается руководителя, то он следит за соблюдением декларируемых целей и поставленных задач. В конце каждого рабочего дня специалисты фонда организуют собрание, на котором сообщают руководителю и друг другу о проделанной работе. Собрание предполагает обсуждение случаев правонарушений, о которых стало известно, а также предпринятых при этом конкретных действий (количество составленных заявлений и.т.п.). Также обсуждается, насколько эффективно идет процесс разрешения проблем, который был начат ранее. Юрист и контролер обязаны сообщать руководителю о количестве обратившихся за помощью, а также и более конкретную информацию. Что касается психолога, то, соблюдая принцип конфиденциальности, он не обязан сообщать о конкретной проблеме, с которой обратился солдат, а сообщает о количестве клиентов и о методах, которые были использованы в работе с ними. Исключение может составлять информация об угрозе здоровью и жизни клиента со стороны других военнослужащих. Так как подобная информация содержит информацию о правонарушениях, она является также областью компетенции и других специалистов фонда. При подобных случаях возникает необходимость вмешательства с целью правовой защиты клиента, однако ситуация усложняется тем, что солдат обратился не к юристу, а именно к психологу. В обязанности психолога входит в такой ситуации определенным образом повлиять на клиента, чтобы он не замалчивал случаи нарушения его прав, а обратился к юристу. На собраниях специалисты фонда планируют также работу, целью которой является донесение до военнослужащих наиболее полной информации о предоставляемых услугах и о правах, которые солдаты имеют. Обсуждаются также непредвиденные ситуации, какие-либо возникшие затруднения.
Итак, деятельность фонда «Солдат», как это видно из приведенной информации, является новаторской и затрагивает тот сектор услуг, который не занят государством. Важным моментом является адресность оказания социальной помощи и её доступность.
Заключение:
Обобщая результаты нашего исследования и работ других авторов, можно заключить, что в современном российском обществе в свете продолжающихся трансформаций роль благотворительных фондов в оказании социальных услуг населению время чрезвычайно актуальна, важна и полезна. Также мы пришли к пониманию того, что данная тема требует дальнейших исследований и научной рефлексии. Результаты проведенного исследования подтвердили нашу центральную гипотезу исследования о том, что, несмотря на принятие ряда законодательных актов, направленных на социальную защиту граждан, государственные организации не обеспечивают удовлетворительный уровень социального обслуживания населения. Следствием этого является повышение значимости роли некоммерческих организаций, в частности - благотворительных фондов в оказании социальных услуг населению.
Также нашли подтверждение промежуточные гипотезы исследования. В частности, следующих: государство не всегда успевает оперативно откликаться на появление социальных проблем, в таком случае благотворительные фонды зачастую реализуют проекты по её решению, в том числе посредством предоставления определенного набора услуг населению; имеет место влияние традиций благотворительности на мотивацию в создании и работе благотворительных фондов современных социально активных граждан;
при выборе проблемы и комплекса оказываемых услуг фонды руководствуются такими критериями как: актуальность проблемы, необходимость ее решения, и одновременно недостаточное внимание к разработке способов решения;
качество оказываемых услуг достаточно высокое, зачастую используются передовые методы работы, современные техники, которые далеко не всегда используются в работе государственных и даже коммерческих структур;
практикуется адресный индивидуальный подход к каждому клиенту с учетом его особенностей и характеристик жизненной ситуации.
Интересным аспектом развития благотворительности, на наш взгляд, является роль благотворительных фондов в ресоциализации лиц, которые ранее были объектами административного и уголовного преследования. Так, около 5% организаций сосредотачивают свои усилия на помощи больным алкоголизмом, наркоманией, бездомным, а также на поддержке лиц, возвращающихся из мест заключения. Этот факт говорит о том, что, по сравнению с государственной системой социальной защиты, сектор благотворительных фондов имеет другие ценности и приоритеты. Если субъектом государственной системы социальной защиты, в первую очередь, являлись те, кто имеет больше заслуг перед государством, то субъектом благотворительных фондов являются те, кто в данный момент испытывают потребность в социальной защите, независимо от предыдущих успехов, заслуг и наград.