Введение:
Российская правовая система в последнее десятилетие развивается стремительными темпами, возникают новые институты правового регулирования и совершенствуются уже существующие. Конституция Российской Федерации 1993 г. заложила совершенно иную по сравнению с предыдущими концепцию построения государства и права в России. Исходным моментом правового регулирования стало естественное право как совокупность неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, а человек, его права и свободы как высшая ценность стали основами конституционного строя Российской Федерации.
Право на объединение занимает важное место в числе прав и свобод человека и гражданина. Конституция закрепила, что формой реализации права на объединение являются общественные объединения. Таким образом, общественные объединения играют существенную роль в механизме реализации конституционных прав человека.
Декларируемое Конституцией правовое демократическое государство нуждается в тщательном правовом регулировании процесса воплощения прав человека в жизнь, перехода от естественного права через правовые нормы к субъективным правам и обязанностям, составляющим содержание конкретных правоотношений по реализации конституционных прав.
Особый интерес представляет изучение института общественных объединений с точки зрения адекватности выражения в этом реализационном механизме существа самого права на объединение.
Актуальность темы данной работы определяется тем, что законодательство об общественных объединениях далеко от совершенства, в нем содержится масса пробелов, требующих правового урегулирования. Законодательство внутренне противоречиво, но главным недостатком, на мой взгляд, является отсутствие комплексного подхода к регулированию общественных объединений. Две основные отрасли права, регулирующие данный институт, - конституционное и гражданское право не нашли пока той точки соприкосновения, когда можно было бы говорить об эффективном регулировании и нормальном состоянии законодательства об общественных объединениях.
Глава 3:
Правовой статус благотворительных общественных объединений помимо Закона об общественных объединениях регулируется специальным Федеральным Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно ст. 6 этого закона благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Ст. 7 Федерального Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» закрепляет, что благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Рассмотрим признаки данного определения.
Во-первых, благотворительная организация - это неправительственная некоммерческая организация. Данный закон впервые употребляет термин "неправительственная организация" в отношении юридических лиц российского права. Ранее этот термин законодательство относило только к зарубежным и международным организациям. Указанный закон расшифровывает это понятие словами "негосударственная и немуниципальная", однако, их смысл неясен. В ст. 8 Федеральный Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» запрещает органам государственной власти и местного самоуправления, государственным и муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям выступать учредителями благотворительной организации. Означает ли "неправительственный" признак еще и то, что указанные органы, предприятия и учреждения не могут быть членами и участниками благотворительных организаций? При любом из вариантов ответа законодателю, на мой взгляд, следовало бы четко установить это в законе.
Из всех форм некоммерческих организаций благотворительные организации могут создаваться только в форме общественных объединений, фондов и учреждений, причем ст. 8 требует, чтобы учредителем благотворительного учреждения была благотворительная организация.
Во-вторых, благотворительная организация создается для реализации предусмотренных указанным законом о благотворительных организациях целей, то есть устав благотворительной организации должен предусматривать в качестве цели организации одну или несколько целей из перечня, содержащегося в ст. 2 этого закона. Приоритетными, по мнению законодателя, являются цели социальной поддержки и защиты граждан; подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных и иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказания помощи пострадавшим от этих ситуаций, а также от социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; предотвращения перечисленных конфликтов и содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе; содействия защите материнства, отцовства и детства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан; содействия деятельности в сфере физической культуры и массового спорта; охраны окружающей природной среды и защиты животных; охраны и должного состояния зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения.
Заключение:
В заключение хотелось бы сосредоточить внимание на основных путях совершенствования законодательства об общественных объединениях. Как уже отмечалось, главной проблемой правового регулирования данной совокупности общественных отношений является недостаточное принятие законодателем во внимание межотраслевого свойства правового института общественных объединений, несогласованность между конституционно-правовым и гражданско-правовым статусами общественных объединений.
Базовый Федеральный Закон «Об общественных объединениях» требует серьезной доработки.
Прежде всего необходимо разобраться с организационно-правовыми формами общественных объединений. По сути, только две из них соответствуют природе общественного объединения – это общественные организации и общественные движения. Этих двух видов, на мой взгляд, вполне хватает для дифференциации общественных объединений по признаку отношений между общественным объединением и находящимися в нем лицами. Для общественных организаций это – членство, для общественных движений – участие. Остальные формы общественных объединений, установленные действующим законодательством, не соответствуют природе общественных объединений.
Общественные фонды и общественные учреждения не должны относиться к общественным объединениям, так как их основные цели: формирование имущества и оказание услуг соответственно осуществляются в сфере гражданского оборота и мало согласуются с конституционной правосубъектностью общественных объединений. Для таких образований, по моему мнению, достаточно таких форм некоммерческих организаций, как фонд и учреждение.