Введение:
Информационно - технологическая революция, охватывающая все сферы человеческой деятельности, превращается в мощный ускоритель социального процесса, повышения уровня и качества жизни людей. Социальные нововведения порой оказывают большее влияние, чем внедрение технологических новшеств. Одним из основных видов инноваций, оказывающих серьёзное воздействие на характер социального отношения в обществе, на их гармонизацию, являются социальная поддержка населения.
Особую актуальность социальной поддержки приобретают в современной России, когда осуществляются коренные преобразования в политике, экономике, в социальной сфере. В общественной жизни идёт процесс отказа от многих утвердившихся за годы Советской власти стереотипов, идёт критическая переоценка социальных ценностей, осуществляется поиск новой модели общественного и государственного устройства, сопровождающийся порой значительными издержками в уровне и качестве жизни людей.
Разработка и умелое использование социальных технологий применительно ко всем уровням структуры управления, в том числе и для деятельности социальных служб, вооружение кадров комплексом методов и способов работы позволяет оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы и эффективно организовать работу на порученном участке. С утверждением в обществе такой отрасли деятельности, как социальная защита населения, активно развивается инфраструктура социальной работы, расширяется сеть подготовки специалистов для её организации и проведения. Только социальные технологии открывают возможность улучшения социальных условий жизни людей, обеспечения взаимосвязи экономического прогресса с социальным, решения нравственно-этических вопросов развития общества и личности. Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует создания целостной, многогранной и эффективной системы социальной защиты, включающей экономические и правовые гарантии обеспечения основных прав граждан – законодательно закрепленные государством формы и уровни удовлетворения потребностей разных групп населения. В настоящее время к числу социальных гарантий относят:
Глава 3:
Проблемой в работе Ульяновского фонда стало отсутствие стратегического планирования. А ведь применяя долголетнее стратегическое планирование, взяв за точку отсчета желаемый результат, например, уменьшение смертности рожениц и новорожденных детей (по данным медицинской статистики за 2001год в Ульяновской области самый высокий процент смертности среди рожениц и новорожденных детей по Р.Ф.).
Проблемой в деятельности фондов соц. поддержки остаются кадры. Компетентные руководители Фондов социальной поддержки населения - большая редкость. Как правило, люди активные и образованные стараются заняться деятельностью в больших городах и адекватно оплачиваемой. Отсутствие специально подготовленных менеджеров для этого вида деятельности порой приводит к печальным результатам. Руководитель фонда должен сочетать в себе черты и навыки, как социального работника, так и бизнесмена, предпринимателя и администратора.
Теоретическое осмысление деятельности фондов, практические наработки, принципы и механизмы их работы также остаются до сегодняшнего времени интеллектуальным личным капиталом ветеранов научно-практических исследований, какой-либо литературы по этому направлению нет.
Для эффективного развития фондов социальной поддержки населения необходимо, на взгляд автора, предпринять следующие меры:
1) Установить реальные внебюджетные источники формирования денежных средств ОФСПН.
2) Изменить неблагоприятное для деятельности фондов соц. поддержки и благотворительности вообще налоговое законодательство. Установить:
- освободить от налогов доходы, полученные фондами социальной поддержки населения;
- освободить от налогов (полное или частичное) юридических или физических лиц, жертвующих на благотворительность, в части сумм, передаваемых самим фондам;
- отменить практику взимания подоходного налога с материальной помощи, оказываемой фондами соц. поддержки, благотворительными организациями, независимо от её размеров.
3) Предоставить следующие государственные преференции:
- учреждение механизма организации товаров, конфискованных таможенной службой, в пользу социально незащищенных граждан через фонды социальной поддержки населения;
- установить льготные тарифы на перевозки социально-значимых товаров, осуществляемые фондами соц. поддержки населения;
Рассматривая круг проблем, зависящего от внутреннего, субъективного фактора, необходимо отметить, прежде всего, недостаточную самоорганизацию фонда, как хозяйствующего субъекта, нерациональную систему управления, отсутствие современных технологий, эффективного менеджмента, связей с общественностью, корпоративной культуры и др. /43/.
Словом, всего, чем необходимо владеть учреждению, работающему в условиях рыночных отношений. И если с внешними неблагоприятными условиями приходится мириться, как с объективной реальностью, изменить внутренний облик фонда, повысить эффективность его деятельности вполне реально.
Заключение:
С 1995 года действует Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения». Настоящий Федеральный Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами Международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальное обслуживание основывается на принципах:
- адресности;
- доступности;
- добровольности;
- гуманности;
-приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним находящимся в трудной жизненной ситуации;
- конфиденциальности;
- профилактической направленности.
В систему социальной защиты входят: государственная система развития современных технологий, обусловливающих научно - технический прогресс, ориентированных на высокую производительность труда и обеспечение занятости; изменение роли науки, её большая направленность на решение социальных задач; система социального страхования и пенсионного обеспечения, а так же чётких правовых гарантий по их выплате; увеличения потребления и поддержание покупательной способности населения в условиях роста цен, индексация фиксируемых доходов по мере изменения цен, установление минимальной заработной платы в соответствии с реальным прожиточным минимумом; материальная помощь малообеспеченным, нетрудоспособным гражданам; многодетным и неполноценным семьям; финансированием государством подготовки переподготовки кадров и контроль за их трудоустройством; обеспечение определённого уровня образования, медицинской помощи, жилищного обеспечения, сферы услуг, экономической защиты, как гаранта социального развития индивида; налоговые льготы предпринимателям, вкладывающим средства в образование, систему социальной защиты, благотворительные фонды.