Введение:
Политические процессы, происходящие в настоящее время, характе¬ризуются увеличением сложности и неопределенности, в связи с чем воз¬растает потребность в получении информации о наиболее вероятном раз¬витии событий, т. е. возрастает потребность в политическом прогнозиро¬вании. Политическое прогнозирование позволяет определять как возмож¬ные состояния явления в будущем, так пути и сроки достижения тех или иных состояний явления, принимаемых в качестве цели, т. е. прогнозиро¬вание позволяет изучить альтернативные модели будущего, подготовиться к вероятному развитию событий или повлиять на него, оптимизировать процесс принятия решений органами исполнительной и законодательной власти, политическими организациями (партиями, движениями), полити¬ками. При этом, несмотря на возрастающую потребность в получении про¬гностической информации, количество исследований, обобщающих и сис¬тематизирующих опыт политического прогнозирования, накопленный в России, незначительно.
В научной литературе проблема политического прогнозирования ис¬следована менее подробно, чем проблема социального или научно-
технического прогнозирования. При этом лишь некоторые исследования рассматривают опыт политического прогнозирования, накопленный в США и России (в частности, исследования А. Сергиева, А. Кокошина, Д. Ермоленко, А. Гончаренко, Ф. Шродта, И. Бестужева-Лады, К. Кирсанова). Так, А. Сергиев исследует политическое предвидение в рамках марксист¬ско-ленинского подхода, основные принципы методологии научного пред¬видения в политике и методики политического прогнозирования, политическое прогнозирование в западных странах.
При исследовании организации политического прогнозирования ис¬пользовались различные материалы (справочники, официальные докумен¬ты), в том числе и материалы, размещенные в сети Интернет.
При рассмотрении прогнозирования результатов голосования приме¬нялись отечественные и зарубежные исследования, в которых содержаться прогнозы исходов выборов, основанные на статистических и др. ("Дельфи", комбинированные) методах, анализирующие электоральное поведе¬ние, точность и достоверность прогнозов.
Важнейшей задачей федерального правительства, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в области социальной политики является практическая реализация конституционных прав граждан страны на обеспечение доступности и бесплатности базовых социальных услуг: образования, культуры и здравоохранения, перераспределения социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения - инвалидов, детей, престарелых.
Серьезной проблемой в решении этой задачи является то, что финансирование социальной сферы в большей его части возложено на местные бюджеты и бюджеты субъектов РФ, доходная база которых была практически разрушена за последние три года.
Глава 3:
По сравнению с другими услугами социально-культурные отрасли отличаются ярко выраженным внешним эффектом. Благодаря этому принято относить социально-культурные услуги к социально-значимым благам, то есть к благам, обладающим особыми достоинствами. Общее, что объединяет образование, культуру и здравоохранение - это особая их социальная значимость для развития человека. Затраты на социально-культурные услуги рассматриваются как вложения в «человеческий капитал». Но внешний эффект социально-культурных отраслей не ограничивается только повышением дееспособности людей как рабочей силы, как фактора производства. Он включает и социальную составляющую - развитие социально-культурных услуг представляет собой сферу самореализации человеческой личности, как средство удовлетворения ее потребностей в нематериальных ценностях. Внешний аспект эффекта по отношению к личности проявляется в том, что всестороннее развитие каждого становится условием всестороннего развития общества в целом. Повышая свой образовательный, культурный уровень и укрепляя свое здоровье, каждый гражданин способствует в конечном счете приумножению образовательного, культурного и здравоохраненческого потенциала всего общества. Внешний эффект проявляется в эффекте мультипликативного воздействия, то есть в эффекте цепной реакции воздействия на все сферы жизни общества. Кроме того, он проявляется в воздействии социально-культурных услуг на будущее поколение людей через преемственность культурно-национальных традиций воспроизводства генофонда.
Существует примат внешнего аспекта эффекта по отношению к внутреннему эффекту организаций и учреждений, оказывающих социально-культурные услуги. Мотивы увеличения прибыли в социально-культурной сфере за счет экономии от масштаба, рационализации производства услуг и применения индустриальной массовой технологии не являются решающими, определяющими перспективу развития данной сферы. Они подчинены интересам достижения внешнего эффекта - удовлетворению социально-культурных потребностей людей. Государство обязано создавать и содержать определенные общественные учреждения, создание и содержание которых не может осуществляться в интересах никаких отдельных лиц или небольших групп, ибо прибыль от них никогда не сможет окупить затраты любого отдельного лица или небольшой группы лиц, хотя зачастую они и смогут с лихвой окупиться большому обществу.
Социально-культурные услуги как важнейшие социальные ценности требуют равного доступа всех членов общества к ним независимо от платежеспособного спроса на эти блага и диктуют необходимость соблюдения принципа социальной справедливости в социально-культурной сфере, гарантий равенства социальных прав на образование, здравоохранение и культурные ценности.
Тенденция к социальному равенству людей в сфере социально-культурных услуг обеспечивается путем:
- преобладания государственного сектора в социально-культурной сфере и общественного финансирования на основе обязательного налогообложения и обязательных социальных платежей;
Заключение:
Проведенное исследование показывает, что большинство ученых ос¬новным отличием прогнозирования от предвидения считают то, что про¬гнозирование - тематически более узкое и более детальное исследование. При этом понятие «прогноз» должно удовлетворять ряду требований: 1) иметь вероятностный характер, 2) быть научно обоснованным, 3) опреде¬лять состояние объекта в будущем и/или альтернативные пути, сроки, ре¬сурсы достижения определенного состояния объекта, 4) содержать указа¬ние на определенный момент в будущем.
Видимые различия в выделении этапов политического прогнозирова¬ния российскими (И. Бестужев-Лада и Дм. Ермоленко, В. Косолапое, О. Гаврилов, В. Лисичкин) и американскими (Р. Янг и Г. Франко) учеными являются следствием их более подробного описания.
Классификации методов политического прогнозирования строятся в зависимости от числа и специфики объектов, к которым применяется дан¬ный метод (частнонаучные, интернаучные и общенаучные), по степени формализации (интуитивные (эвристические, интуитивно-логические, субъективные) и формализованные (математические, фактографические,
статистические, объективные)), по количеству используемых методов (сингулярные, т. е. отдельные (одиночные, простые), и комплексные), а также выделяются методы экспертных оценок, экстраполяции и моделиро¬вания, получившие наибольшее применение при политическом прогнози¬ровании.
Политическим прогнозированием в России занима¬ются как государственные, так и негосударственные аналитические цен¬тры. При этом становление большинства аналитических центров происхо¬дит в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Возникают аналитические центры, входящие в состав высших органов государственной власти (в систему аналитического обеспечения Президента, Правительства, Федерального Собрания РФ). Исключением является Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, который занимается преимущественно кратко¬срочным прогнозированием развития экономики страны. Возникают и по¬лучают развитие независимые аналитические центры, которые можно раз¬делить на две группы: на аналитические центры, занимающиеся прогнози¬рованием исходов выборов (ВЦИОМ, РОМИР, ФОМ, Центр социологиче¬ских исследований МГУ и др.), и аналитические центры, занимающиеся другими видами прогнозирования (Фонд «Центр политических техноло¬гий», Центр этнополитических и региональных исследований (ЦЭПРИ), Центр оценок политического риска и др.).