Введение:
Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации провозглаше-ны наивысшей ценностью и охраняются законом. Немаловажной частью такой охра-ны является защита социальных прав граждан, в том числе право на охрану здоровья.
Вполне естественно, что любому человеку часто приходится сталкиваться с про-блемами восстановления здоровья, несением материальных расходов на эти цели. Обычно трудоспособные граждане имеют определенный заработок, позволяющий обеспечить себя, кроме прочего, и набором медицинских услуг, лекарств, физиотера-певтических процедур и т.д. Но существует в обществе несколько категорий лиц, не обладающих трудоспособностью (или обладающих ограниченной трудоспособно-стью), которые не имеют возможности обеспечить полный комплекс перечисленных выше возможностей сохранения и улучшения состояния своего здоровья, а также снизить риск влияния на их жизнь неблагоприятных общественных ситуаций (эко-номических, экологических, политических). Одной из таких малозащищенных кате-горий являются инвалиды.
К сожалению, статистика не радует: количество лиц, признанных инвалидами, медленно, но неуклонно растет. Причины инвалидности предопределены объектив-ными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной дея-тельностью, возможными врожденными отклонениями в состоянии здоровья, воен-ными конфликтами на Северном Кавказе и в других регионах и т.п. Исследования свидетельствуют о том, что уровень и качество жизни инвалидов значительно ниже, чем у других групп населения. Поэтому государство обязано обеспечить им равные с другими гражданами России возможности в реализации своих прав и свобод (в том числе и в сфере охраны здоровья), тем более что в процессе жизни ни один человек не может быть гарантированно защищен от опасности наступления негативных обстоя-тельств, которые могут отразиться на состоянии его здоровья (вплоть до наступления инвалидности).
Социальная защита инвалидов имеет множество аспектов – не только социаль-ных, моральных, нравственных, экономических, политических, но и, в первую оче-редь, правовых. В данной работе будут изложены основные проблемы социальной защиты инвалидов на современном этапе развития российского законодательства. К таким проблемам относятся помимо регулирования прав и свобод инвалидов само юридическое понимание инвалидности, реабилитация инвалидов, функционирование государственной системы учреждений социальной защиты и социального обеспече-ния. Необходимо отметить при этом, что, несмотря на определенную правовую базу о социальной защите инвалидов, концепция самой социальной защиты в России при-менительно к новым политическим и экономическим условиям находится пока в про-цессе разработки.
В работе будет дана характеристика правовой базы социальной защиты инвали-дов и основных юридических дефиниций, целей и задач реабилитации инвалидов, видов социального обеспечения и обслуживания инвалидов, системы государствен-ных учреждений, занимающихся проблемами инвалидов. Будут рассмотрены порядок признания лица инвалидом, установления групп инвалидности, проведения медико-социальной экспертизы и переосвидетельствования инвалидности. Будут охарактери-зованы категории инвалидов, причины инвалидности.
Но прежде, чем исследовать сами проблемы социальной защиты, необходимо вкратце уяснить, что понимается под терминами «социальная защита» и «социальное обеспечение». Эти понятия также будут рассмотрены в соответствующих главах дан-ной работы.
Глава 3:
Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регули-руется гражданским законодательством Российской Федерации.
Управление государственной системой социальных служб осуществляется феде-ральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъ-ектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями. Соответственно, управление муниципальной системой социальных служб осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Управление социаль-ными службами иных форм собственности осуществляется в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными документами.
Закон о социальной защите предусматривает возможность инвалидам создавать собственные организации в целях защиты своих прав и законных интересов, обеспе-чения им равных с другими гражданами возможностей (ст.33 Закона). Это право при-знается формой социальной защиты инвалидов.
Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и закон-ных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможно-стей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых ин-валиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указан-ных организаций.
Представляется, что как некоммерческие организации, реализующие право инва-лидов на объединение, общественные объединения инвалидов, кроме специального законодательства о социальной защите инвалидов, действуют также в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях и общественных объединениях. Следовательно, они имеют статус юридических лиц, устав и прочие признаки неком-мерческой организации и общественного объединения [17, с. 44].
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей об-щественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затраги-вающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общест-венным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товарище-ствам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объе-динений инвалидов [19, c. 37]. Решения о предоставлении льгот общественным объе-динениям инвалидов по уплате региональных и местных налогов, сборов, пошлин и других платежей принимаются органами государственной власти соответствующего уровня. Решения о предоставлении льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей региональным и местным общественным объединениям инвалидов могут приниматься органами государственной власти соответствующего уровня в пределах сумм, зачисляемых в соответствии с законодательством РФ в их бюджеты. Подготовка и принятие решений по предоставлению указанных льгот про-изводится с обязательным участием общественных объединений инвалидов.
Заключение:
Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г., в ст.22 закрепляет право ка-ждого человека, как члена общества, на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его лич-ности прав в экономической, социальной и культурной областях посредством нацио-нальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. В полной мере это положение относится и к инвали-дам.
Необходимо отметить, что в истории России далеко не сразу выработался и оформился на законодательном уровне институт социальной защиты инвалидов (как и других менее защищенных социальных слоев населения). До 1720 г. в Российской империи вообще не существовало общих положений в предоставлении денежного со-держания отставным чинам или членам их семейств, все зависело от царской мило-сти. Первые положения о материальном обеспечении нетрудоспособных были поме-щены в Морском уставе, утвержденном в 1720 году указом Петра I, и относились к морским чинам, неспособным ни к какой службе и увечным (их пожизненно поме-щали в госпитали или выдавали денежную компенсацию), а также предусматривали выплаты компенсаций или пенсий [67, с. 18]. Обеспечение не служивших государству лиц в старости и по болезни осуществлялось без участия «государевой казны» – в рамках благотворительности и призрения бедных. Позднее положения Морского ус-тава были распространены и на некоторые другие семейства умерших, убитых и увечных. При Екатерине II обеспечение было распространено на лиц, оставлявших службу по выслуге лет. Дальнейшее развитие пенсионного законодательства посте-пенно выработало отдельные положения для военных и гражданских лиц. По мере восхождения человечества к вершинам цивилизации и формирования гражданского общества расширялся круг тех, кто, не нарушая его моральных устоев, может претен-довать на социальную поддержку, не теряя своей способности к труду, если лишается возможности иметь соответствующий уровень достатка по независящим от него при-чинам и обстоятельствам, признаваемым обществом социально уважительными. К таким лицам принято относить и инвалидов.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в праве давно уже обсуж-дается и разрабатывается на законодательном уровне проблема государственной со-циальной защиты инвалидов. Различные аспекты этой защиты вырабатываются раз-личными отраслями права. Бюджеты РФ, субъектов РФ и муниципальные бюджеты регулярно предусматривают в числе расходных статей такие строки как социальную адаптацию, функционирование учреждений социального обслуживания и прочие. Достаточно большой процент инвалидов по отношению к общему количеству граж-дан страны заставляет органы государственной власти всех уровней заботиться о поддержании их уровня жизни и обеспечения их прав наравне с другими гражданами России.