Инвалиды – одна из наименее социально защищенных групп населения, которая оказалась в шоковой ситуации из-за постоянных социальных неврозов, неопределенности, утраты ценностных ориентиров, устоявшихся социальных и поведенческих норм. Поэтому сегодня крайне важно, придерживаясь гуманистического пути, преодолевать их инертность, социальную пассивность, стремление к сегрегации, выявлять и развивать их творческие способности, удовлетворять духовные потребности, укреплять уверенность в своей общественной значимости.
Сегодня для всей общественности стала очевидной социальная и духовная дискриминация инвалидов. В сознании российского общества проблема инвалидов и инвалидности не заняла подобающего места, какое она занимает в других цивилизованных странах. Невостребованность обществом многих вопросов труда, быта, досуга, да и самого инвалида, как потенциальной творческой личности по-прежнему беспокоит только лишь самих инвалидов да узкий круг специалистов.
Но методика решения этой задачи ждет ответа на многие вопросы, ждет достоверных исследований. Ориентация на становление нового социально-экономического уклада создает предпосылки для: расширения материальных основ культурно-досуговой и социально-культурной деятельности, изменение структуры свободного времени, углубления и дифференциации индивидуальных потребностей. Особую актуальность приобретает развитие мотивационной сферы, составляющими которой являются ценностные ориентации и установки, интересы личности инвалида.
Социально-культурная политика государственных и негосударственных организаций по отношению к инвалидам имеет целью интегрировать в нормальную социальную среду с помощью образовательных, культуроразвивающих, рекреационных и оздоровительных программ, физического тренинга, организации социального участия в процессе досуговой деятельности.
Наибольший удельный вес составляют музыкальные занятия, художественное творчество, увлечения каким-либо хобби. Для поддержания данного стремления ребенка важно участие взрослого педагога. Создание при центрах реабилитации инвалидов дополнительных кружков и студий позволит ребенку реализовать множество его желаний в данной области. Посещение прочих досуговых центров под присмотром родителей и педагогов будет способствовать вовлечению ребенка в полноценную окружающую его жизнь, преодолению психологического барьера.
Целью детского творчества является развитие эстетических, эмоциональных и других качеств ребенка. В отличие от школьного обучения ребенка не надо заставлять и настаивать заниматься любимым делом. Это происходит само по себе при его желании и стремлении. Детское творчество часто осуществляется по средствам игры. Вовлечение в игровую деятельность способствует отвлечение ребенка от его психологических, физических и моральных проблем. Он, включаясь в игру, учится любви, пониманию, вниманию, доброте и раскрывает свои скрытые таланты и способности.
Детское творчество в специализированных организациях, осуществляемое ребенком-инвалидом, позволяет ему быть более общительным, интересным человеком в дальнейшей его взрослой жизни, к тому же творческие занятия помогают ребенку преодолеть некоторые преграды в общении со сверстниками и взрослыми, например, такие как застенчивость, неуверенность в себе и своих силах. Занимаясь каким-либо творческим делом, ребенок развивает воображение, эстетические качества и многое другое.
В реабилитационном центре «Радуга» ст. Таловка Прибайкальского района, Бурятия для организации досуга детей-инвалидов созданы кружки: карзиноплетения, рукоделия, театральный. Дети сами участвуют в изготовлении костюмов благодаря кружку рукоделия, разработка сценария театрализованного представления происходит с участием специалиста по организации досуга.
1) Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.96.
2) Бестужев–Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 1999.
3) Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 1994-С.41-86.
4) Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая школа, 1988-53с.
5) Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга.- М.: 1998.
6) Грибанова М.Б. Творческая реабилитация как путь адаптации детей-инвалидов в обществе. – М., 2004.
7) Губарева Т., Столяров В. Проблема организации досуга и реабалитации детей-инвалидов с учетом российских программ интеграции спорта и искусства.//Российская государственная академия физической культуры. – М., 2004.
8) Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 1997.-С.196-233.
9) Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-метод. Пособие, - М.: Профиздат,2002.
10) Жаркова Л.С. Досуг и развитие личности // Деятельность учреждений культуры: Учеб. пособие М, 2000.