Введение:
Актуальность исследования. Происходящие в современном российском обществе политические, экономические, духовные изменения, вызывающие необходимость переосмысления привычных взглядов и установок, требуют поиска путей оптимизации жизнедеятельности инвалидов в крайне динамичной социальной среде.
Инвалиды – одна из наименее социально защищенных групп населения, которая оказалась в шоковой ситуации из-за постоянных социальных неврозов, неопределенности, утраты ценностных ориентиров, устоявшихся социальных и поведенческих норм. Поэтому сегодня крайне важно, придерживаясь гуманистического пути, преодолевать их инертность, социальную пассивность, стремление к сегрегации, выявлять и развивать их творческие способности, удовлетворять духовные потребности, укреплять уверенность в своей общественной значимости.
Сегодня для всей общественности стала очевидной социальная и духовная дискриминация инвалидов. В сознании российского общества проблема инвалидов и инвалидности не заняла подобающего места, какое она занимает в других цивилизованных странах. Невостребованность обществом многих вопросов труда, быта, досуга, да и самого инвалида, как потенциальной творческой личности по-прежнему беспокоит только лишь самих инвалидов да узкий круг специалистов.
Но методика решения этой задачи ждет ответа на многие вопросы, ждет достоверных исследований. Ориентация на становление нового социально-экономического уклада создает предпосылки для: расширения материальных основ культурно-досуговой и социально-культурной деятельности, изменение структуры свободного времени, углубления и дифференциации индивидуальных потребностей. Особую актуальность приобретает развитие мотивационной сферы, составляющими которой являются ценностные ориентации и установки, интересы личности инвалида.
.........
Глава 2:
Инвалидность у детей означает существенное ограни¬чение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений, создание благоприятных условия для досуга требует от об¬щества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации.
Инвалиды имеют право жить в кругу своих семей или в условиях, заменяющих ее, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга.
Важнейшими векторами построения социокультурной политики в отношении детей-инвалидов должны стать ориентация на способности инвалидов, а не на их инвалидность; на поддержание гражданских прав и достоинств инвалидов, а не на рассмотрение их как объект благотворительности.
Анализ сложившейся ситуации дает основания сделать вывод о недостаточном, а в каких-то отношениях и откровенно слабом развитии сферы социальной и культурной деятельности инвалидов. Необходимо предварительное обучение социальных психологов, педагогов школы, руководителей тех классов, где будут обучаться дети-инвалиды. Это позволит сразу избежать многих ошибок, которые допускались ранее, и станет возможной организация помощи каждому ребенку в процессе организации досуга со стороны учителей, а также коррекционная помощь здоровых сверстников.
........
Заключение:
Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят ребенок-инвалид в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры индивидуального досуга. Таким образом, досуг это част социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие инвалида, его удовлетворенность свободным временем.
Изучение совершенствования досуговой деятельности учреждения по организации досуга детей-инвалидов подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений; следствие этого низкая их посещаемость, многие формы досуговых занятий просто устарели и др. Значительные социально-культурные и социально- педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств молодежи заложены в досуговой сфере, которая является доминирующим элементом молодежной культуры.
Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.
Однако некоторые специалисты отмечают, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей, если не спросим их об этом.
..........