Введение:
Актуальность рассмотрения правовой защиты инвалидов обусловлена нижеследующими положениями.
Последние десять лет новейшей истории Российской Федерации ознаме-новались большими подвижками в отношении защиты прав и интересов инва-лидов. Было принято множество законов, где декларировался приоритет данно-го направления по сравнению с советским периодом. Но, к сожалению, культу-ра защиты прав человека, с общепризнанных гуманистических ценностей, в нашей стране долгие годы находилась под запретом. И это вполне сказалось на качестве законов, которые в большинстве своем есть лишь выполнение “для га-лочки” международных соглашений и договоров, имеющим приоритет над оте-чественным законодательством, да извечное “рассейское” отношение к инвали-дам как к святым безголосым юродивым.
Да, инвалиды не представляли, да и наверное сегодня не представляют монолитного общества, объединенного борьбой за свои права. В этом смысле мы ничем не отличаемся от остального населения нашей страны. Но многолет-ний стаж сражений сначала за свое здоровье, а потом и лучшую, достойную жизнь начал сказываться. Первыми это почувствовали коммунисты, а именно Коммунистическая Партия Советского Союза (КПСС), которая в 1988 году под давлением нестройного хора голосов инвалидов издала постановление о созда-нии ВОИ – Всероссийского Общества Инвалидов, но правда сделанного по сво-ему образу и подобию, с жесткой вертикализацией власти, из лиц бывших тогда “приближенными” к “трону”.
Это была первая робкая попытка инвалидов создать общественную структуру занимавшуюся защитой их прав. Вскоре ВОИ начала вырождаться и превращаться в то, во что оно вообще-то и предназначалось вначале – подкон-трольную государству структуру, являющуюся буфером или даже фильтром, сдерживающим “пар”, т.е. стремление инвалидов жить по-человечески.
Впоследствии возникали множества контор и общественных организа-ций, просуществовавших ровно столько, насколько хватало энергии и здоровья людей, их возглавлявших, чтобы сражаться, с низводящей людей до уровня мя-са, Системой. Системой карательной медицины и “выживательной” системой социальной защиты. Радужные настроения быстро сменялись рутиной еже-дневного разбивания благих надежд, которые заменялись апатией.
Но в этой-то схватке и стал выкристаллизовываться опыт правозащитного движения инвалидов. А тут еще и была принята новая Конституция, появилась новая законодательная база, налоговые и таможенные льготы. Но закон сохра-нения энергии гласит, что что-то из неоткуда не появляется и в никуда не ухо-дит. Правозащитное движение трезвело вместе со страной.
Выхолощенное советским строем движение, уныние и апатия оставшиеся от прошлого снова тянут вниз. Теперь причина другая. Нет желания бороться за свои права и только единицы, понимая это продолжают свою работу. Нет жела-ния, потому что существует еще система МСЭ, которая быстро, несмотря на то, что состояние здоровья не улучшилось (как может вырасти нога или появиться почка?!) выводит социально активных людей, имеющих инвалидность, за рам-ки льгот, дарованных инвалидам 1 и 2 группы, тем самым обрекая человека с его болезнью ограниченными возможностями, на борьбу за просто кусок хлеба. В этом и состоит иезуитский замысел Системы – отделить “вожаков” от “ста-да”, создав им условия, при которых желание быть активным и вести за собой людей, должно уйти и заменяться желанием просто поесть досыта.
Глава 3:
Возможно, организация общественного контроля за деятельностью по предоставлению социальных услуг осуществляется общественными объедине-ниями, занимающимися в соответствии с их учредительными документами во-просами защиты интересов граждан пожилого возраста и инвалидов.
Вообще, контроль за своевременной реализацией прав и интересов инва-лидов осуществляют органы прокуратуры и суда.
Надзор за исполнением законодательных актов, предоставляющих допол-нительные права и льготы инвалидам, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Органы прокуратуры представляют собой средство быстрого реагирования на различного рода нару-шения и своевременное устранение каких-либо нарушений. Однако они не имеют возможности принудительного исполнения принятых ими решений, за исключением случаев, когда нарушение прав инвалидов связанно одновремен-но с нарушением уголовного и административного законодательства. Тем не менее, в силу Указа Президента «О мерах по укреплению дисциплины в систе-ме государственной службы» органы прокуратуры вправе обращаться к Прези-денту с требованием о применении мер взыскания, вплоть до освобождения от должности, к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения федеральных законов, указов Президента и других нормативных актов.
Такой возможностью обладает только судебные органы. Действия или бездействие государственных органов, предприятий, учреждений и организа-ций независимо от форм собственности, а также должностных лиц, повлекшие нарушения прав инвалидов, могут быть обжалованы в суд. Обращение суд в этом случае оформляется в виде жалобы, возмещение расходов, связанных с неисполнением законов, может производиться судом непосредственно при рас-смотрении этой жалобы. Кроме того, в случае обнаружение в ходе судебного разбирательства, что действия должностного лица подпадают под условия, пре-дусмотренные другими законодательными актами, судья может принять реше-ния о возможности привлечения его к уголовной или административной ответ-ственности, а также указать лицу, обратившемуся за защитой своих прав на привлечения допустившего нарушение лица к гражданско-правой ответствен-ности.
Действующее в настоящий момент законодательство не представляет за-стывшей собой структуры. Как на уровне федерации, так и на уровне нашей области разрабатываются целевые программы, направленные на защиту инва-лидов (как категории граждан, в настоящий момент особо нуждающихся в со-циальной поддержке государства). Оказание поддержки инвалидам будет про-изводиться не только в виде целевых денежных выплат и адресного предостав-ления каких-либо льгот имущественного характера, но и создание для инвали-дов социальной инфраструктуры, удобной для проживания (оборудование жи-лых домов средствами, удобными для перемещения инвалидов, т.е. специаль-ными подъездными дорожками, подъемниками; создание реабилитационных комплексов, оборудованных специальными спортивными тренажерами, бас-сейнами; адаптация средств индивидуального, городского и междугороднего общественного пассажирского общественного транспорта, связи и информати-ки; расширение производства вспомогательных технических средств и бытово-го оборудования). Обеспечение в современных условиях занятости инвалидов должно осуществляться путем создания большего количества рабочих мест, специально оборудованных для осуществления трудовой деятельности инвали-дом, увеличение доли квотирования рабочих мест на предприятии, предназна-ченных для приема на работу инвалидов. Дальнейшее совершенствование будет происходить и в системе социальной защиты.
Заключение:
Появление категории инвалидов в ее современном понимании относится к XVIII веку, когда и в большинстве стран Европы, и в России появились спе-циализированные учреждения, где за счет государства жили инвалиды. Кроме того, инвалиды получали содержание.
В действующем отечественном законодательстве дается следующее оп-ределение:
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстрой-ством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятель-но передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограниче-ния жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координа¬цией дви-жения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормаль¬ного физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных лю¬дей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. На¬пример, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам ус-ловия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятель-ности и направленных на создание им равных с другими гражданами возмож-ностей участия в жизни общества.
Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют пра-во на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготов-ку.
Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной сис-темы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетво-рять основные жизненные потребности - на содержание в учреждениях систе-мы социальной защиты населения.
Гражданин или его законный представитель в случае несогласия с экс-пертным решением бюро медико-социальной экспертизы может обжаловать его на основании письменного заявления, подаваемого в учреждение, проводившее освидетельствование, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в соответствующий орган социальной защиты населения.
Федеральный закон от 24.11.95 г. N 181-ФЗ (с изм. и доп. по состоянию на 29.05.02 г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Закона от 29.12.01 г. N 188-ФЗ) (далее - Закон) определяет государствен-ную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федера-ции, целью которой является в том числе обеспечение инвалидам равных с дру-гими гражданами возможностей в реализации права на труд.
Права инвалидов в области труда регулируются также Трудовым кодек-сом Российской Федерации.
Действующее в настоящий момент законодательство не представляет за-стывшей собой структуры. Как на уровне федерации, так и на уровне нашей области разрабатываются целевые программы, направленные на защиту инва-лидов (как категории граждан, в настоящий момент особо нуждающихся в со-циальной поддержке государства). Оказание поддержки инвалидам будет про-изводиться не только в виде целевых денежных выплат и адресного предостав-ления каких-либо льгот имущественного характера, но и создание для инвали-дов социальной инфраструктуры, удобной для проживания (оборудование жи-лых домов средствами, удобными для перемещения инвалидов, т.е. специаль-ными подъездными дорожками, подъемниками; создание реабилитационных комплексов, оборудованных специальными спортивными тренажерами, бас-сейнами; адаптация средств индивидуального, городского и междугороднего общественного пассажирского общественного транспорта, связи и информати-ки; расширение производства вспомогательных технических средств и бытово-го оборудования).