Введение:
Формирование экономических отношений, основанных на законах рын-ка, с неизбежностью связано с проведением радикальных преобразований не только в области производства, обмена и потребления, но и в жилищной сфере. В новых социально-экономических условиях жилье становится обычным товаром, предметом купли-продажи, мены, дарения, наследования и других сделок. Этот процесс затрагивает интересы каждого гражданина, независимо от возраста или имущественного положения и он должен знать, что его повседневная жизнь регулируется нормами жилищного законо-дательства. И от того, какие это нормы, каковы их наполнение и содержание, в значительной степени зависит его жизнь. Вот почему весьма актуальна значимость знаний о правовых гарантиях жилищных прав граждан.
Выбор темы моей работы "Гражданско-правовые гарантии жилищных прав граждан" связан с тем, что, к сожалению, отсутствует единство правового регулирования жилищной политики, значительно усложняет осуществление государством последовательной политики, порождает неопределенность в осуществлении гражданами своих жилищных прав. Кроме того, изучение и анализ источников по данной проблеме имеет практическое значение, чтобы не допускать многочисленные злоупотреб-ления при защите правовых гарантий жилищных прав граждан.
В своей работе я преследовала цель - попытаться рассмотреть отношения связанные с жильем на основе действующего гражданского и жилищного законодательства, определить виды жилищного фонда и договоры социаль-ного и коммерческого найма, права граждан на жилище и жилищные льго-ты. Ведь государство в долгу у общества, не только своей строительной поли-тикой, но отсутствием четкой, понятной, прозрачной и непротиворечивой системой жилищного законодательства. Сегодня это большое количество нормативных актов, зачастую принятых около 20 лет назад. Основы жилищ-ного законодательства и Жилищный кодекс РСФСР фактически применяю-тся в той степени, в которой не противоречат законам, принятым позже.
Глава 4:
Прежде чем перейти к вышеуказанной проблеме, хочется коснуться оснований и условий внеочередного предоставления жилых помещений. Основания предоставления таких льгот устанавливаются федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Предусмотренные жилищным законодательством основания для внеочередного и первоочередного предоставления жилых помещений гражданам неодинаковы и распространяются на различные категории граждан.
Естественно, что вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам лишь в исключительных и не терпящих отлагательства случаях, а также тем, кто наиболее нуждается в применении такой формы социальной защиты со стороны государства. Поэтому круг лиц, пользующихся подобным преимуществом, относительно невелик. Так, согласно ст.37 ЖК вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания, а также может осуществляться с использованием государственных жилищных сертификатов. Также вне очереди обеспечиваются жильем дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законом о социальной защите инвалидов в РФ (ст.17) особо оговорено право детей-инвалидов, являющихся сиротами или лишенных попечения родителей и проживающих в стационарах социального обслуживания, на обеспечение жилыми помещениями вне очереди по достижении совершеннолетия. Жилое помещение вне очереди может предоставляться гражданам и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ (п.4 ст.37 ЖК).
Граждане, имеющие право на первоочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (ст.33 ЖК), а согласно ст.36 ЖК определяет категорию граждан, которым предоставляются права на получение жилого помещения в первую очередь. Однако он не является исчерпывающим и дополняется, а также конкретизируется иными законодательными и нормативными правовыми актами, в том числе субъектов РФ.
Заключение:
В заключении, мне бы хотелось подвести краткие итоги работы. В основах федеральной жилищной политики, право граждан на жилище обеспечивается путем предоставления им жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов социального использования на условиях договора социального найма. Однако остается вопрос, какой ценой, ведь гражданам, не обеспеченным жильем, государство оказывает помощь, но это очень мизерная доля помощи. Часто государственные структуры сами препятствуют в решении жилищной проблемы. В частности, к этой проблеме вернулся в апреле 2003 года Президент РФ В.В. Путин с рекомендациями сократить бюрократический путь получения льгот на приобретение жилья.
Необходимо отметить некоторые проблемы в федеральном законодательстве, регулирующем все отношения в жилищной сфере. До сих пор в нем не дается четкого понятия жилища, не полностью дана классификация видов жилищных фондов в РФ, а также несоблюдение в них единства классификационного критерия. В юридической литературе также предлагаются различные подходы к определению видов жилищных фондов.
Что касается гарантий защиты прав граждан на жилище, то она достаточно четко определена законом. Согласно Конституции РФ ст.80, гарантом прав и свобод человека в РФ является Президент РФ, при котором действует специальная комиссия по правам человека.
Ключевым вопросом сегодня для большинства граждан старшего поколения являются жилищные льготы, которые подразделяются на разные виды и рассматриваются в качестве одной из мер социальной защиты малообеспеченных и других указанных в законе граждан. Законодательными и нормативно-правовыми актами РФ четко и ясно проведена классифи-кация жилищных льгот, и она весьма объемна. Однако единого норматив-ного акта по жилищным льготам в РФ нет, а проблема жилищных льгот имеет не правовой а финансовый характер. Многие вопросы еще ждут своего законодательного разрешения в новом предполагаемом Жилищном кодексе.