Введение:
Рынок банковских услуг является одной из важнейших и неотъемлемых составляющих современной рыночной экономики. Поэтому сегодня возрастает интерес к различным аспектам деятельности банковских систем и методов управления ими. Банки постепенно превратились в основных посредников в перераспределении капиталов, в обеспечении процесса диверсификации хозяйственной деятельности, они в то же время являются носителями важной экономической и финансовой информации. Условия возрастающей конкуренции диктуют необходимость реорганизации структур, разработки гибких рыночных стратегий, проведения сегментации рынка банковских услуг, развития новых операций и методов обслуживания.
Преобладание концепции маркетинга в управлении банками является логическим этапом в развитии рыночных отношений, связанным с насыщением рынков и обострением конкурентной борьбы за клиента.
Основой успешного применения маркетинга является понимание его сущности как процесса фокусирования целей и ресурсов банков на возможностях и потребностях внешнего окружения.
Изменение целеполагающей основы управления от прибыли к выгоде всех заинтересованных физических и юридических лиц и групп определяет современную стратегическую концепцию маркетинга. Эволюция маркетинга предполагает смещение акцента на внешнее окружение производителя банковской услуги и знаний о регулировании экономической политики, правительственной политики и социальных факторов макросреды.
В последнее время усиливается необходимость анализа некоторых аспектов деятельности коммерческих банков, нацеленных на вхождение России в мировое сообщество. Современный мир вступил в период динамичных изменений, выражающихся, прежде всего, в процессах глобализации, охватывающих все сферы жизни общества, в том числе сферу финансов и кредита. В связи с указанными процессами финансовые институты испытывают определенное давление и подвергаются дополнительным рискам, заставляющим их корректировать политику в области управления и развития. Ответом на данные тенденции являются разработка передовых технологий, затрагивающих все сферы общественного хозяйства, переход к новым способам оказания услуг.
Появление электронной торговли и дополнительных технических возможностей для пользователей Интернета значительно изменило существующие представления о способах оказания услуг, в том числе банковских. Указанные новации оказали большое влияние на финансовые институты, теорию и практику банковского дела, позволили кредитным организациям перейти к новому способу оказания услуг – интернет-банкингу, который осуществляется финансовыми учреждениями, прежде всего в целях расширения деятельности и охвата новых рынков банковских услуг, и характеризуется предоставлением банковских услуг через сеть Интернет.
Глава 3:
Исходя из результатов преддипломной практики, можно сделать вывод, что кредитная организация не использует возможности сети Интернет в своей деятельности. Существовавший ранее банковский Web-сайт на сегодняшний день не функционирует. Поэтому, была бы рациональной деятельность по разработке и регулярному обновлению Web-сайта. С начала это мог бы быть полноценный информационный сайт, содержащий в себе информацию о банке, его операциях и оказываемых услугах, результатах деятельности. Таким образом, через свой Web-сайт банк позиционировал бы себя в сети Интернет. Также через сайт в Интернете возможно раскрытие информации, подлежащей обязательной публикации в соответствии с требованиями ЦБ.
Относительно возможностей внедрения системы интернет-банкинга можно отметить, что банк столкнется с существенными трудностями по продвижению электронных банковских услуг на основе интернет-технологий на рынке. Коммерческий банк уже столкнулся с проблемой при продвижении технологии “Банк - Клиент”. Несмотря на все преимущества для клиентов систему удаленного банковского обслуживания “Банк - Клиент” использует менее 10 % клиентов. Возможно, в качестве рекомендаций здесь можно предложить более активную деятельность банка (если он действительно заинтересован в увеличении клиентов системы “Банк - Клиент”, с целью снижения нагрузки на операционный зал) по разъяснению своим клиентам сути и реальных преимуществ этой системы. Вообще внедрение новейших банковских технологий в таком городе как Абакан дело не благодарное. Реального спроса на современные банковские продукты может и не последовать. Относительно системы интернет-банкинга можно предположить, что в городе число клиентов интернет-банкинга будет очень невелико. А рассчитывать на клиентскую базу из других регионов на первоначальном этапе было бы не разумно. Все же выше упомянутые проблемы не означают, что стоит отказаться от системы удаленного банковского обслуживания через сеть Интернет. С этими проблемами сталкиваются все кредитные организации, решившие предоставлять услуги интернет-банкинга. Возможно, сначала было бы необходимым изучить рынок интернет-услуг, изучить рынок программных продуктов, а затем приобретать готовую систему, либо разрабатывать собственную по примеру технологий, используемых в других системах, при наличии высококвалифицированного технического персонала.
В любом случае, несмотря на все трудности при внедрении и развитии систем удаленного банковского обслуживания с использованием интернет-технологий, внедрять и развивать новейшие банковский продукты и услуги есть смысл. Первоначально об окупаемости данных проектов вопроса может и не стоять. Целью на данном этапе развития интернет-банкинга является расширение спектра предлагаемых услуг и как следствие усиление конкурентоспособности. Банки, сегодня осваивающие последние технологии банковского бизнеса не получают желаемой отдачи от этих проектов, но зато завтра, когда возникнет спрос на интернет-услуги они уже займут свою часть этой ниши и будут иметь преимущественный опыт.