Введение:
Финансовое планирование в различных формах присутствует на любом предприятии, т.к. организация коммерческой деятельности начинается с прогноза ее результатов. Данные прогнозы могут быть как в виде предположений относительно будущих результатов, так и представлять собой подробный бизнес-план.
Опыт западных компаний показал, что коммерческие предприятия могут обладать значительными внутренними резервами экономического роста, и финансовое планирование позволяет выявить и рационально использовать эти резервы. Зарубежные экономисты давно стали разрабатывать методики и подходы к финансовому планированию на предприятии. Данные методики касались не только прогноза собственных финансовых результатов, но и стратегии и политики компании на рынке сбыта.
Грамотное планирование и прогнозирование позволяло предприятиям выявлять тенденции развития рынка и, осуществляя свою деятельность в соответствии с данными тенденциями, занимать лидирующее положение на рынке и успешно развиваться, поэтому крупные компании затрачивают большие средства на проведение маркетинговых и научных исследований.
Для российских предприятий вопросы самостоятельного финансового планирования стали актуальны лишь недавно. Прежде всего, это связано с переходом к рыночной экономике и сопровождающей ее сложной и не поддающейся прогнозу экономической ситуацией. Последние несколько лет были относительной стабильны и предприятия получили возможность рассчитывать свою деятельность на перспективу. Но опыт централи-зованного планирования, полученный в советское время, оказался бесполезен, тогда предприятия, сознающие всю важность и пользу финансового планирования, обратились к разработкам западных компаний, однако данные методики содержат рекомендации для работы в условиях, не отвечающих российской действительности.
Таким образом, использовать эти разработки без адаптации к российскому законодательству и экономическим условиям, оказалось невозможным, но из разнообразия всех подходов, данных зарубежными экономистами, можно сделать вывод о том, что процесс финансового планирования важен сам по себе. Появились труды российских авторов, освещающих данную проблем, и компании могут на основании этих методик выработать собственную систему финансового планирования.
Именно собственные разработки должны представлять ценность для компании, т.к. они учитывают и специфику деятельности, и цели компании, и ее индивидуальные особенности.
Целью данной дипломной работы является теоретическое обоснование и разработка методики финансового планирования для компании ООО«Ижевск.Телефон.Ру».
Глава 4:
В первую очередь предприятию, стремящемуся улучшить показатели своей деятельности следует оценить и проанализировать структуру запасов и выявить товары, которые не находят спроса. Такие товары необходимо реализовать, для этого требуется определить причину, по которой товар не продается долго, возможно его следует переместить в другой отдел, или даже на другое место в витрине, можно также использовать систему скидок, распродажи.
Следующим этапом является определение спроса на товары по каждой номенклатурной группе. На данном этапе нужно определить какие товары обладают постоянным высоким спросом и в каком объеме следует их заказывать, далее выявляются товары, спрос на которые падает. Необходимо определить причину спада и, если снижение спроса вызвано изменением вкусов покупателей и неизбежно, закупки данных товаров нужно сократить и найти данным товаром замену. Определение новых товаров – самая сложная задача данного этапа планирования. Для поиска эффективного решения нужно привлекать сотрудников компании, в первую очередь персонала салонов.
Прогноз спроса и его структуры – отправная точка планирования и поэтому очень важно чтобы прогноз был как можно точнее. Для его составления требуется много времени, т.к. состав товаров очень велик, поэтому для эффективного выполнения этого этапа необходимо составить график его составления с указанием конкретных лиц, ответственных за планирование каждой группы товаров.
Определение прогнозных цен продаж также является важным этапом. Неправильная ценовая политика может существенно повлиять на реализацию плана спроса. После определения прогнозных значений доходов требуется выявить и спланировать затраты, необходимые для обеспечения этих доходов.
Бюджет закупок определяет материальные затраты на приобретаемые товары. Их планирование должно отвечать принципам рационального и равномерного распределения затрат во времени. Нельзя формировать слишком большие запасы товаров, но необходимый минимум всегда должен быть в распоряжение предприятия.
Затраты на оплату труда отчасти зависят от объема продаж, но и постоянная часть (оклад) может изменяться, т.к. из-за роста продаж требуется больше продавцов. Управленческие расходы планируются в основном постоянными, изменяются лишь затраты на оплату труда.
Оплата труда также должна быть объектом планирования, т.к. она является инструментом мотивации работников. Установление особых премий за хорошие результаты может существенно повысить продажи товаров, когда анализ выполнения плана показывает, что фактические продажи не ответствуют планируемым. Планы продаж, устанавливаемые для продавцов, должны быть довольно высокими, но реальными для выполнения, сами продавцы должны понимать, что данный план выполним, и за его выполнение работники получат премии.
Еще одним важным инструментом обеспечение выполнения плана является рекламная поддержка. Здесь действует принцип обратной связи: планы продаж должны учитывать возможности рекламы для продвижения товаров и бренда компании и рекламные акции должны проводится с эффективностью, позволяющей добиться запланированных результатов.
Таким образом, в целом и по отдельным составляющим, финансовый план позволяет объединить и оценить вклад всех сотрудников компании, который необходим для достижения поставленных целей.
Заключение:
В результате решения поставленных задач удалось достичь главной цели данной дипломной работы – выработать методику финансового планирования, адаптированную и примененную к конкретному предприятию ООО «Ижевск. Телефон.Ру».
В процессе достижения поставленной цели были выявлены проблемы экономического развития данного предприятия, которые мешают ему в полной мере использовать свои потенциальные возможности. В частности тревожным сигналом является снижение текущей ликвидности предприятия. На конец 2005 г. его собственные средства составляли лишь 1% от общего объема оборотных средств, а коэффициент текущей ликвидности снизился до критической отметки в 1,1. Предприятие стало формировать значительные объемы кредиторской задолженности и краткосрочных кредитов, их доля существенно превышает собственные средства, в частности последнее соотношение (на конец 2005 г.) заемных и собственных средств составляло 73 на 27 % соответственно.
Компания ставит своей целью рост продаж и соответственно выручки, а также максимизацию прибыли. Для достижения этой цели необходимо составить подробный план (с разбивкой по месяцам) на весь период до конца 2006 г.
Для того чтобы выбрать метод финансового планирования, отвечающий специфике деятельности и требованиям компании, в данной дипломной работе был проведен анализ различных литературных источников, освещающих данную проблему. В результате такого анализа были выявлены разногласия между различными авторами в оценке целей и этапов финансового планирования.
Данные разногласия существуют не только между зарубежными и российскими авторами, но и среди самих российских экономистов.
В целом все они отмечали огромное значение для предприятий финансового планирования как инструмента управления своей коммерческой деятельностью. Большинство авторов выделяло в качестве способа оперативного краткосрочного планирования метод бюджетирования.
Для небольшого предприятия, которое не может планировать свою деятельность на длительную перспективу из-за нехватки средств для полномасштабного маркетингового исследования и сложности для анализа рынка сбыта, такой метод является оптимальным. Он позволяет достаточно подробно запланировать и оценить будущие доходы и расходы компании, к тому же его форма в виде отдельных бюджетов является наглядной и удобной для восприятия. Такие бюджеты могут составляться скользящим графиком с последующей корректировкой и уточнением прогнозов.
Однако данную методику обязательно нужно адаптировать для конкретного предприятия, специфики его деятельности и его особенностей. После проведения этой работы была составлена схема необходимых для разработки бюджетов.
Процесс бюджетирования завершает составление прогнозной бухгалтерской отчетности. В результате планирования было выявлено, что компания может существенно увеличить свои продажи. Например, в декабре планируемая выручка составляет 20,9 млн. р., а чистая прибыль 1,7 млн. р.
Прогнозные данные баланса также отражают рост ликвидности баланса (до 2,3) и прибыли компании.
Таким образом, финансовый план показал, что компания, соблюдая этот план, может достичь хороших результатов не прибегая к привлечению заемных средств в виде займов и кредитов.