Введение:
На современном этапе экономических преобразований в России практи-чески во всех сферах экономики особое значение приобрета¬ют вопросы государственного регулирования земельных отношений. Принципиальное значение имеет тот факт, что земля перестала вос¬приниматься исключи-тельно как средство производства и источник материальных благ, посте-пенно раскрывается ее потенциал как объ¬екта правоотношений и рыночно-го оборота.
В силу этого обозначились новые приоритеты в управлении зе¬мельными ресурсами — уточнение налогооблагаемой базы и повы¬шение бюджетных доходов, привлечение инвестиций на рынок не¬движимости, создание эф-фективной системы обеспечения прав и гарантий правообладателей земли.
Вместе с тем, при всей очевидной важности и актуальности со¬вершенствования управления земельными ресурсами, необходимо отметить, что практическую реализацию основных направлений зе¬мельной политики сдерживает недостаточно полная система земель¬ного законодательства на федеральном уровне. До сих пор не приня¬ты решения о разграничении го-сударственных земель по уровням собственности, существует неопреде-ленность в части оборота земель сельскохозяйственного назначения, не проведена кадастровая оценка земель, что делает неадекватной систему их налогообложения. Необ¬ходима регламентация на федеральном уровне ме-тодов, форм и ус¬ловий осуществления государственного земельного кон-троля. Важ¬ной проблемой является упорядочение бюджетного финансиро-вания задач земельной политики, требует совершенствования система взаимодействия органов государственной власти и местного само¬управления при управлении землей и недвижимостью.
В этих условиях особую значимость приобретает инициатива по разра-ботке и практическому внедрению экономически обоснованных и не про-тиворечащих законодательству форм управления земельными ресурсами на региональном уровне в четкой взаимосвязи с тематиче¬скими федеральны-ми и региональными программами и проектами. Важное значение при этом имеет создание методологической основы организации процесса управле-ния — концепции земельной полити¬ки как отдельной сферы регулирова-ния экономики региона.
Важную роль в реализации земельной политики играет форми¬рование адекватных земельно-ценовых правил, где во главу угла должны быть по-ставлены разработка экономически обоснованных методик массовой госу-дарственной кадастровой оценки земель всех категорий, выполнение в кратчайшие сроки земельно-оценочных работ и законодательное изменение принципов и правил налогооб¬ложения земли.
Глава 3:
Программа стабилизации национальной экономики предъявляет повы-шенные требования к решению первоочередных задач в сфере регулирова-ния земельных и имущественных отношений, направленных на реализа-цию бюджетных и инвестиционных задач в процессе управления землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
В этом направлении акценты смещаются на методы финансового регули-рования земельных и имущественных отношений, реализуемые путем со-четания экономических стимулов нормативно-правовой регламентации. В их числе следует отметить:
- развитие арендных отношений при передаче в аренду государственных и муниципальных земель, как приоритетной в условиях смешанной эконо-мики формы землепользования, обеспечивающей повышение бюджетных до-ходов;
- применение различных форм государственной поддержки, включающих рассрочки по земельным платежам и предоставление инвестиционных зе-мельно-налоговых кредитов;
- установление обоснованных льгот по земельным платежам, направлен-ных на поддержание стабильного экономического положения предприятий различных форм собственности;
- дифференциацию размеров земельных платежей пропорционально объемам прямых инвестиций в различные виды производств, а также с уче-том динамики ежегодного исполнения бюджетных заданий;
- экономическое стимулирование приватизации земель путем целенаправ-ленной реализации арендной политики в сфере земельных отношений;
Основными законодательными актами, устанавливающими основы плат-ного землепользования в России являются Земельный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О плате за землю».
Первой частью статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации ус-тановлен принцип платности землепользования в Российской Федерации и формы платы за использование земли - земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Во исполнение пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Феде-рации Правительство Российской Федерации устанавливает общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящих-ся в государственной и муниципальной собственности. Кроме того, на ос-новании пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации по-рядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесе-ния арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собст-венности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Фе-дерацией, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно Плану мероприятий, разработанному в целях подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2002 год», а также докумен-тов, представляемых одновременно с ним в Государственную Думу в 1-м по-лугодии 2002 года, предусмотрено внесение в Правительство Российской Федерации отдельной главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок исчисления и уплаты налога на недви-жимость вместо налога на имущество организаций, налога на имущество фи-зических лиц и земельного налога.
Заключение:
Настоящая дипломная работа посвящена проблеме управления земель-ными ресурсами в регионе, ее правовым и экономическим аспектам, уста-новлению арендной платы за землю, оценке земли, а также основным на-правлениям совершенствования установления арендной платы за землю.
Выполненная работа позволила сформулировать следующие основные выводы:
1. Перспективы развития земельной политики в регионе связаны с расширением практики использования земель как объекта собствен¬ности, рыночного оборота и инвестирования, поэтому необходима раз-работка моделей капитализации, реструктуризации и инвестици¬онного оборота земель различных категорий.
2. Отсутствие методики оценки земли существенно тормозит развитие земельного рынка, поэтому важнейшим вопросом совершенствования ре-гулирова¬ния земельных отношений становится создание организационной системы оценки земель в целях налогообложения и стимулирования их рыночного оборота, выработка рациональной, практически применимой методологии массовой оценки земельных ресурсов всех категорий и видов использования.
3. Важнейшими условиями реализации преимуществ арендного землеполь-зования является объективность определения экономически обоснованных раз-меров арендной платы с целью обеспечения согласования экономических ин-тересов арендодателей и арендаторов земельных участков и социально-экономических приоритетов общества.
4. Важнейшей компонентой комплексной программы является создание целостного земельного законодательства, состоящего из сис¬темы взаимоувя-занных проблемно-ориентированных законодатель¬ных и нормативных правовых актов по ключевым вопросам управ¬ления земельными ресурсами в регионе.
5. Регулирование арендных отношений, объектом которых являются земель-ные участки, в целях повышения эффективности управления и распоряжения землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.