Дипломная по теме: Расходы бюджета на образование, планирование и источники их финансирования

Название работы: Расходы бюджета на образование, планирование и источники их финансирования

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Финансы, деньги, кредит

Страниц:

76 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ОБРАЗОВАНИЕ.5

1.1. Методология планирования расходов на образование. 5

1.2. Механизм определения потребности образования в бюджетном финансировании.8

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 18

2.1. Зарубежный опыт финансирования образования. 18

2.2. Исторические аспекты формирования механизма финансирования образования в России.22

2.3. Источники и механизм финансирования образовательных учреждений.29

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ОБРАЗОВАНИЕ.45

3.1. Анализ бюджетных средств учреждений образования . 45

3.2. Проблемы сметного финансирования образования. 55

3.3. Предложения по совершенствованию системы планирования и финансирования расходов на бразование.59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 70

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 73

Выдержка:

Введение:

Главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.

Вопросы планирования и финансирования расходов на образование нашли свое отражение в трудах Балыхина Г.А., Белякова С.А., Боткина О.И., Ерошина В.И., Леднева B.C., Мирошкина Н.П., Мясникова В.А., Филиппова Ф.Р. и др. В настоящее время, в ходе реформирования бюджетного процесса, рассматриваемая тема особенно актуальна.

Целью проводимой реформы является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Суть этой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

В рамках концепции «управления результатами» бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики, при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая в мире концепция «бюджетирования, ориентированного на результат».

В области образования для достижения поставленной задачи создана Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 гг., которая определяет основные цели развития образования.

Важно отметить, что при внедрении новой концепции «бюджетирования, ориентированного на результат» появляется проблема отсутствия методики определения результативности деятельности образовательных учреждений.

Необходимость разработки методики определения результативности деятельности образовательных учреждений определило выбор исследуемой темы.

Целью данной дипломной работы является обоснование направлений совершенствования планирования и финансирования расходов бюджета на общее образование.

Задачами, способствующими достижению поставленной цели, являются:

1) раскрыть теоретические основы планирования расходов бюджета на образование путем описания методологии планирования расходов на образование и механизма определения потребности образования в бюджетном финансировании;

2) изучить организацию финансирования образования, показав зарубежный опыт, исторические аспекты и источники и механизм финансирования образовательных учреждений;

3) на основе анализа бюджетных средств на практике и существующих проблем сметного финансирования разработать рекомендации по совершенствованию планирования и финансирования расходов бюджета на общее образование.

Глава 3:

На наш взгляд, в ближайшее время финансирование (т.е. распределение бюджетных средств) образовательных учреждений должно перейти на методику конкурентного распределения ресурсов, в качестве основы которой можно использовать предлагаемые подходы рейтинга школы. Но на данный момент местные органы власти еще не готовы к применению такой методики. Поэтому для поэтапного перехода мы предлагаем сейчас эту методику использовать как стимул для улучшения качества образовательных услуг.

Самым эффективным методом повышения качества образования является материальное стимулирование. Поэтому мы предлагаем пересмотреть систему распределения надтарифного фонда оплаты труда.

На основании «Отраслевого тарифного соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2004-2006 гг.» [13] и Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «О методических рекомендациях» от 29 июня 2006 г. № АФ-157/02 надтарифный фонд оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений имеет границы от 20 до 25 % фонда оплаты труда. В Граховском районе школы получают среднее значение надтарифного фонда – 23% фонда оплаты труда.

Наш подход обусловлен построением механизма распределения надтарифного фонда между школами на совершенно новых принципах. Методом сметного финансирования будут финансироваться расходы на оплату труда лишь в тарифной части заработной платы. Если раньше все получали в уравнительном порядке 23 % надтарифного фонда без анализа эффективности подобного распределения, то теперь мы предлагаем привязать совокупные результаты деятельности учреждения к размерам выделяемого ему надтарифного фонда, т.е. величина надтарифного фонда будет зависеть от рейтинга школы.

Значения рейтинга могут колебаться от 0 – лучший результат, до 4,2 – самый худший результат, исходя из этого шкала распределения надтарифного фонда представлена в табл. 3.7.

Заключение:

Изучив теоретические основы планирования и финансирования расходов на образование и проанализировав практику применения сметного порядка финансирования деятельности бюджетополучателей в сфере образования, можно сделать вывод о недостаточной эффективности действующих систем бюджетного финансирования.

На основании обзора литературы и анализа практики финансирования учреждений образования выделены причины неэффективности сметного финансирования расходов бюджета, которые классифицированы по следующим блокам:

- проблемы, связанные с недофинансированием образовательных учреждений;

- слабая зависимость между объемом предоставляемых средств и качеством услуг;

- отсутствие методики оценки эффективности финансирования образования;

- запрет на маневрирование образовательными учреждениями бюджетными средствами.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных проблем, можно сделать вывод, что сметное финансирование является не эффективным и необходимо совершенствование системы финансирования расходов бюджета.

В настоящее время происходит реформирование бюджетного процесса, смысл реформы заключается в переходе от «управления бюджетными ресурсами» на «управление результатами». Основной акцент делается на обоснование конечных результатов в рамках бюджетных программ.

Реформирование бюджетного процесса предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, для этого необходимо создание целевых показателей.

Обзор литературных источников и нормативно-правовой базы показал, что, несмотря на усиление внимания к проблемам оценки эффективности бюджетных расходов, конкретных показателей результативности деятельности учреждений образования не рассматривается.

В основу разработки методики оценки результативности деятельности школ положен подход профессора К.И Таксира к разделению показателей результата деятельности получателей бюджетных средств на социальную, экономическую и финансовую результативность.

В связи с тем, что автором не предложен набор показателей, формирующих конкретные блоки оценки результативности нами, с учетом требований национального проекта «Образование», показателей результативности применяемых в других регионах, анализа практики деятельности учреждений образования, предложены показатели оценки деятельности школы, которые сгруппированы по блокам результативности.

На наш взгляд, финансирование школ должно осуществляться с учетом рейтинга образовательного учреждения, который рассчитывается на основании предложенных показателей.

Похожие работы на данную тему