Введение:
Переход от административно-командного управления к рыночным методам хозяйствования обусловил необходимость коренного реформирования всей финансовой системы государства и ее основного звена – бюджета.
Бюджетная система Российской Федерации (РФ) состоит из бюджетов трех уровней:
• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• местные бюджеты.
В настоящее время бюджетное законодательство Российской Федерации не содержит четкого разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней по осуществлению бюджетных расходов (расходных полномочий).
На региональные и особенно местные бюджеты федеральным законодательством возложены многочисленные социальные обязательства, не обеспеченные источниками финансирования. Т.е социальная сфера находится в ведении местных органов власти и занимает основную долю расходов.
Предоставление органам власти субъектов и местного самоуправления реальных расходных полномочий, сбалансированных с финансовыми ресурсами, - ключевая задача реформы межбюджетных отношений.
Выполненная дипломная работа посвящена изучению и анализу проблем муниципального бюджета и финансированию социальной сферы на примере МО «Северодвинск».
Именно муниципальный бюджет является главным финансовым инструментом в регулировании социально-экономического развития местного самоуправления. Результаты исполнения бюджета будут определять темпы развития муниципального образования в целом.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что планирование бюджета должно быть направлено на обеспечение финансовой и социальной стабильности в обществе.
Целью данной работы является определить, какую роль играет муниципальный бюджет в социальной структуре, где в качестве объекта изучения выступает бюджет и социальная сфера, которые тесно взаимосвязаны между собой.
Экономика социальной сферы рассматривает вопросы финансового обеспечения своих отраслей, которое во многом происходит за счет бюджетных средств. Поэтому формирование бюджета основывается на разработке и осуществлению планов экономического и социального развития органами МСУ на подведомственной им территории.
Глава 3:
Высокий уровень денежных доходов шведов - порядка 12000 дол. в год на человека - позволяет им, к примеру, оплачивать жилье и затраты, связанные с ним, не прибегая к помощи государства или муниципалитетов. Поэтому в расходах средней шведской семьи на жилье приходится более 30%. Заметим, что западноевропейские жилищные условия значительно лучше наших российских, но и их поддержание обходится намного дороже.
Характерной особенностью региональной экономической политики в Швеции является то, что финансирование здравоохранения здесь практически полностью приходится на региональные и местные бюджеты. На самом деле такая практика имеет серьезное научное обоснование - лечебные и профилактические медицинские услуги плохо “вписываются” в рыночные экономические условия. Здоровье невозможно измерить денежными единицами, а значит, адекватно его оценить, и рыночный механизм тут не работает. А в северных условиях фактор здоровья особенно важен.
Сфера образования лучше адаптируется к условиям рынка, поэтому шведские муниципальные органы берут на себя прямое ее финансирование, но только по минимуму. Остальную часть расходов школ, гимназий оплачивают родители учащихся, всевозможные образовательные фонды. Здесь нужно помнить о хорошо развитой в Швеции системе социальных пособий гражданам, посредством которых бюджет косвенно финансирует образование, как впрочем, и жилье.
А вот жилищные и коммунальные услуги вполне соответствуют природе рынка, что и объясняет факт совсем незначительного их финансирования через бюджет. Такая картина, кстати, наблюдается во всей Европе.
Заключение:
Проводимая в Российской Федерации бюджетная реформа и связанная с ней «политика расходов» самым непосредственным образом затрагивают все области общественного сектора экономики. Стратегические цели реформирования включают в себя развитие страны в целом и каждой территориальной единицы в отдельности, а также обеспечение социальной стабильности в обществе.
Главными задачами реформирования местного самоуправления является отстаивание интересов людей там, где они живут и работают. Для них необходимо создавать на местах достойные и комфортные условия жизни.
События, происходящие в 90-е годы, запомнились, как сложный период не только для Северодвинска, но и всей страны в целом. Тогда экономика была на пути переходного периода. Все трудности того времени ощутили на себе предприятия, получив простаивающие мощности из-за отсутствия государственного заказа. Почувствовал эти трудности, естественно, и муниципальный бюджет, имея весьма скудный ручеек налоговых поступлений. В 1996-97 гг. на скудный муниципальный бюджет была возложена такая дополнительная ноша, как социальная сфера и жилье от предприятий ГРЦАС (Севмаш и «Звездочка»), составляющая большую часть социальной инфраструктуры города.
С 2000-го года начался новый период, наши предприятия были освобождены от тянувшей их в пропасть социальной сферы: большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, ЖКХ и ряд других, были возложены на органы местного самоуправления. Северодвинск стал социально ориентированным городом, и органам муниципального образования напрямую надо было решать важнейшие задачи в области социального развития, такие как создание прочной основы для повышения уровня жизни населения, поддержки малоимущих слоев населения в районах, не имеющих возможности собственными силами решать эти задачи.
Из этого можно сделать вывод, что местный бюджет имеет большое значение в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.