Глава 1:
Государственные расходы – одна из сторон финансовой деятельности государства. Она неразрывно связана с первой ее стороной – процессом собирания денежных средств в государственный фонд, то есть в бюджеты Российской Федерации и внебюджетные фонды; в фонды министерств и ведомств и т.д. Эта деятельность постоянна и повседневна.
Выражение «государственные (муниципальные) расходы» можно понимать в различ-ных аспектах. Например, как конкретные суммы затрат государства и муниципальных обра-зований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач. Такое понимание имеет значение для учета средств, анализа расходов и определения перспектив социально-экономической политики и других направлений развития государства. Следует отметить публичный характер этих расходов.
Таким образом, государственные расходы – планомерное расходование государством централизованных и децентрализованных денежных средств.
Все государственные расходы делятся:
1. Расходы на развитие производственной сферы, включающие расходы на развитие промышленности, с/х, капитальные вложения.
2. Расходы на содержание и развитие непроизводственной сферы.
а) непосредственные расходы на социокультурную сферу;
б) расходы, связанные с содержанием аппарата управления и обороны страны.
Государственные средства в Российской Федерации направляются на различные цели и в различном порядке. Но основная сумма денежных средств распределяется и расходуется путем финансирования.
Финансирование — безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной текущей деятельности .
Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуще-ствляется за счет разных источников: из средств бюджета, внебюджетных фондов и собст-венных средств хозяйственных объединений и предприятий.
Финансирование из бюджета, или бюджетное финансирование, есть часть общего рас-ходования государственных средств и выделяется в особую группу в силу важности и непо-вторимости источника финансирования, в качестве которого выступает бюджет.
Бюджетное финансирование, как и финансирование в целом, осуществляется на осно-ве единых принципов. К ним помимо безвозвратности относятся также целенаправленность, финансирование в меру выполнения работ, услуг и соблюдение финансовой дисциплины.
Целенаправленность выражается в том, что расходы имеют предметно-целевое назна-чение: заработная плата, командировки, стипендии, текущие расходы и т.д.
Финансирование в меру выполнения работ и услуг предусматрива¬ет, что средства вы-деляются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактиче-ским их выполнением, количествен¬ными и качественными показателями. Выражением этого принципа являются поквартальные и месячные разбивки расходов.
Соблюдение финансовой дисциплины выступает как условие правильного и законного расходования денежных средств.
Глава 3:
Внебюджетные средства аккумулируются также и во внебюджетных фондах. Они яв-ляются важным звеном финансовой системы. Внебюджетные фонды государства - сово-купность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и исполь-зования регламентируется финансовым правом.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобили-зует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюд-жетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами при-оритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.
Значительная часть внебюджетных фондов является юридичес¬кими лицами, но неко-торые из них представляют лишь средства на внебюджетном счете, управление которыми поручено существую¬щим структурам: федеральным, региональным, муниципальным, об¬щественным или даже коммерческим.
К внебюджетным относят также фонды, аккумулирующие сред¬ства различных обще-ственных, коммерческих организаций и сред¬ства граждан, например негосударственные пен-сионные фонды.
Т.о., внебюджетными являются любые де¬нежные фонды (за исключением бюджетов), возникающие в резуль¬тате перераспределения первичных доходов.
Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источ-ники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
• запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направ-ленность;
• денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
• формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физи-ческих лиц;
• страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, име-ют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обяза-тельными;
• на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса Российской Федера-ции;
• денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не вхо-дят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
• расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).
В зависимости от цели создания внебюджетные фонды делятся на экономические, со-циальные, научно-технические, внешнеэконо¬мические, экологические, культурно-просветительские и т.п., с пос¬ледующим их подразделением по конкретным функциональ-ным, от¬раслевым и прочим признакам. Например, группа экономических фондов включает инвестиционные, валютные, дорожные и другие фонды. Социальные фонды охватывают фонды социального стра¬хования, медицинского страхования, пенсионного обеспечения, со¬циальной поддержки населения и пр.
По охвату проблем внебюджетные фонды могут быть общего (Фонд регионального развития) и более конкретного характера (на¬пример, Фонд развития автомагистралей в рес-публике, крае или об¬ласти).
Наиболее близки системе бюджетов государственные внебюджет¬ные фонды. Их, в отличие от целевых бюджетных фондов, следует рассматривать как отдельные части систе-мы государственных фи¬нансов. Самые известные из них — это четыре фонда социального назначения: Пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхова-ния, занятости населения.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюд-жета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование вне-бюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.