Введение:
Актуальность темы. Выполняя комплекс задач по идеологическому и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.
Утвердившаяся в качестве инструмента финансовой политики дискриминация культуры и продолжение практики остаточного подхода к финансированию культурной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях не позволяет эффективно использовать бюджетные средства и является, по существу, абсолютно бесперспективной политикой "тушения пожара".
Культура не может и не должна рассматриваться государством как "социальная сфера", занимая место между сиротами, инвалидами и вынужденными переселенцами. Государство вкладывает в культуру средства вовсе не из филантропических соображений, а потому, что в итоге это - самые выгодные вложения, дающие отдачу в виде цивилизованного общества, обладающего высокой способностью к модернизации и развитию, в виде гражданина, желающего и умеющего работать творчески.
Будучи сегодня недостаточно богатым для того, чтобы делать дешевые приобретения, российское государство из соображений самосохранения должно адекватно участвовать в сохранении и развитии культурного потенциала нации.
Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
..........
Глава 2:
Важной чертой механизма финансирования стало объединение средств, поступающих из различных источников, включая бюджет, в единый доход учреждения и использование этого дохода независимо от источника финансирования. Причем средства, поступающие из других источников, не уменьшают величину бюджетных ассигнований. Тем самым был закреплен принцип, согласно которому бюджетные ассигнования учреждениям культуры - не просто расходы государства, а особый вид доходов учреждений, обусловленный социальной значимостью их деятельности.
Многие учреждения культуры, особенно обладающие материально-технической базой, расширили круг услуг, предоставляемых за плату, стали проводить более гибкую ценовую политику. В результате доля собственных средств в общих доходах достигла в среднем 25%.
Вместе с тем хотелось бы отметить, что дополнительные доходы во многих случаях были получены, во-первых, за счет замены бесплатных услуг платными, что привело к значительному сокращению кружков, уменьшению культурно-массовых мероприятий для сельских жителей, во-вторых, за счет непрофильных видов деятельности.
Организации культуры широко пользуются своим правом самостоятельно устанавливать цены. Однако очень часто их ценовая политика направлена, главным образом, на укрепление собственного финансового положения. Резкое увеличение цен на услуги культуры, даже с учетом инфляции, оказывает негативное влияние на доступность культурных услуг для широких слоев населения.
Рассмотрим динамику получения дополнительных ассигнований Комитетом по культуре и искусству (рис.1)
Рис.1 Соотношение долей поступлений от кружков, дискотеки и культурно-массовых мероприятий в общем объеме прибыли за 2000-2004 годы
........
Заключение:
В условиях растущей социально-культурной дезинтеграции общества, обострения противоречия между воспроизводством культурных традиций и процессами экспансии упрощенных форм массовой культуры, стратегическими целями культурной политики государства являются:
- сохранение культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития российской культуры наряду с поддержкой разнообразия культурной жизни, культурных инноваций;
- обеспечение связности культурного пространства, создание условий для диалога субкультур в многонациональном государстве;
- формирование ценностей, обеспечивающих интеграцию разных социальных и территориальных групп как граждан единого государства.
Для достижения этих целей необходимо, обеспечивая стабильность бюджетного финансирования сферы культуры, провести существенное реформирование ее организационно-экономического механизма.
Стимулируя налоговыми льготами, рост частных некоммерческих организаций, содействуя развитию форм многоучредительства организаций культуры и поощряя расширение источников доходов государственных и муниципальных учреждений, предстоит сформировать более четкую правовую базу предпринимательской деятельности указанных организаций, ввести более действенные механизмы государственного и общественного контроля за ее осуществлением, обеспечить "прозрачность" финансовых потоков и хозяйственной деятельности в некоммерческом секторе сферы культуры.
........