Введение:
В общественной жизни накопилось много социально-экономичес¬ких проблем, которые настолько обострились, что должны быть раз¬решены в ближайшее время. Противоречивая и не всегда эффективная позиция центра, сталкиваясь с отсутствием достаточной инноваци¬онной активности местных органов государственного управления, усиливает напряженность обществен-ных отношений.
Теоретические и практические исследования, проводимые в сфере культуры, однозначно свидетельствуют о том, что постепенно меняются функции и роль государственных органов управления. На смену старой ад-министративно-командной приходит новая система управленческих отноше-ний. Она ориентирована на создание условий для развития личности и регу-лирования культурных процессов и предполагает возможность согласования разнообразных интересов и личного права каждого человека искать и нахо-дить собственный путь духовного совершенствования.
Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена тем, что происходящие в России преобразования способствуют переносу центра тя-жести управленческой деятельности (и не только в сфере культуры) в регио-ны. Вместе с тем, неразработанность проблем ре¬гиональных организацион-но-управленческих отношений существенно тормозит развитие управленче-ской практики, зачастую ведет к не¬верным оценкам ситуации, выбору неэф-фективных решений.
Новые модели управления только начинают фор¬мироваться и особенно важны попытки обобщения управленческой практики, направленные на по-иск оптимальных путей регионального развития в сфере культуры.
Основная цель дипломной работы состоит в анализе системы управле-ния сферой культуры и разработкой путей по развитию этой системы..
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Проанализировать законодательные основы функционирования сфе-ры культуры в новых экономических отношениях.
2. Изучить состояние и проблемы муниципального управления в сфере культуры.
3. Разработать предложения по развитию сферы культуры.
В первой главе рассмотрены аспекты государственной политик в сфере культуры, модели управления, действующие в сфере культуры, дана характе-ристика преобразованиям в культурной сфере в свете нового Федерального закона « Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ».
Вторая глава посвящена анализу системы управления в сфере культуры и исследованиям самой сферы культуры.
В третьей главе автором предлагаются мероприятия, направленные на дальнейшее развитие сферы культуры в муниципальном образовании.
Объектом исследования выступает муниципальное образование «Город *****» *****ской области.
Глава 3:
Бывает, что основная услуга – это предоставление пользователю воз-можности самому искать информацию в библиотечных источниках. Но все большему числу людей сегодня нужна готовая информация «прямо на стол" и "еще вчера».
Если библиотека вводит плату за читательский билет, то должен сохра-няться и бесплатный билет – пусть простенький, пусть в виде листка, но он должен быть. Потому что всякой платной услуге, предоставляемой пользова-телю библиотекой, должна иметься бесплатная альтернатива. Мы, например, в информационных службах стараемся предоставлять ему печатные аналоги платных электронных источников информации либо возможность самостоя-тельного поиска на бесплатной основе .
При разделении услуг библиотек на платные и бесплатные может быть использован опыт зарубежных библиотек. Запросы, требующие сложных ра-зысканий с использованием большого круга источников, должны быть плат-ными. Так работают и в зарубежных библиотеках. В Компьютерной библио-теке Падерборна (Германия) применяется "the five minutes principle" («прави-ло 5 минут»): если за это время не будет найден ответ на запрос, он перехо-дит в категорию платного.
Сегодня все тематические запросы учащихся и студентов требуют зна-чиельно больше времени на поиск из-за неупорядоченности современного учебного процесса.
Как решается вопрос платности библиотечных услуг в других странах? В Великобритании, Дании, Норвегии и Финляндии закон предусматривает право пользователей на бесплатное библиотечное обслуживание. Однако и там тоже социально-экономическая ситуация бывает нестабильной, появля-ются новые виды услуг. Соответственно, меняются условия их предоставле-ния .
Так, доступ в библиотеки и консультации на местах бесплатны, но пер-сональные услуги, консультации по базам данных (поиск по конкретной те-ме, составление документальных файлов, консультации по базам данных и др.), так же как обеспечение ксерокопиями, фотокопиями документов, плат-ные.
Словом, выдача изданий может быть бесплатной или платной – в зави-симости от того, как ее трактовать (как базовую услугу населению или как дополнительную персональную). Взимание платы за библиотечные услуги различно даже в одном регионе или городе и зависит от категории читателя и типа документа.
По новому закону Дании может взиматься плата за выдачу видео- и звукозаписей. В Великобритании введены правила оплаты библиотечных ус-луг, определившие, какие услуги могут быть платными. Иногда указывается предельная стоимость некоторых услуг. В любом случае оплата не должна превышать затраты на оказание услуги. Здесь необходима ремарка. Системы финансирования библиотек, например, северных стран Европы базируются на том, что и государство, и муниципалитет вносят средства на их счет. Не-что подобное и у нас .
Но там, в отличие от сегодняшней России, если муниципалитету не удается выделить полную сумму на расходы библиотек, требования к ассор-тименту бесплатных услуг меняются, некоторые из них становятся платны-ми.
Библиотеки города не располагают сегодня большими информацион-ными ресурсами, малое финансирование не дает возможности обновлять фонды так скоро, как этого требует время – нет современных учебников. ма-ло выписывается газет и журналов. На все это нужны средства и они могут быть заработаны самими учреждениями, а инвесторами при этом выступят все читатели. которые заинтересованы в пополняемости библиотек.
Заключение:
Глубокие социально-культурные, экономические и политические пере-мены в стране, произошедшие в 90-х годах прошлого столетия, потребовали коренного переосмысления и преобразования государственной культурной политики – ее предмета, целей, задач, основных направлений, управленче-ских методов и т.п. Кардинальной переоценке была подвергнута и роль само-го государства как в сохранении и развитии культуры, регулировании куль-турной жизни общества, так и в процессе формирования и реализации куль-турной политики. Существенное влияние на регулирование вопросов культу-ры, деятельности учреждений в этой области оказало и разграничение пол-номочий в области культуры между федеральным центром, субъектами Рос-сийской Федерации и местным самоуправлением. Появились различные формы собственности на объекты культуры, учреждениям культуры была предоставлена возможность осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.
В дипломной работе рассмотрены аспекты системы управления учреж-дениями культуры на уровне муниципального образования.
Для этого в первой части дипломного проекта дана характеристика за-конодательных основ деятельности учреждений культуры на современном этапе: рассмотрены основные законы, действующие в данной сфере, приве-дены основные принципы финансирования учреждений культуры; определе-ны модели управления муниципальными учреждениями культуры; дана ха-рактеристика преобразований сети муниципальных учреждений культуры в свете нового закона № 131-ФЗ «Об основных принципах организации мест-ного самоуправления в Российской Федерации».
Вторая часть работы посвящена анализу существующей системы управления учреждениями культуры в муниципальном образовании «Город *****»: дается характеристика основного органа управления культурной сферой города - отдела культуры , спорта и молодежи муниципального обра-зования; проводится анализ всех аспектов деятельности городских учрежде-ний культуры.
Анализ выявил следующие проблемы:
• отсутствие необходимого количества помещений в ДМШ - для ор-ганизации занятий коллективов («Ладушки», «Маэстрия» и др»), в ДК – «Форсаж», «Визит», студия звукозаписи,
• низкая заработная плата работников культурных учреждений
• отсутствие помещений и оборудования для специализированного хранения фондов краеведческого музея (иконы, материалы, бумага и др)
• отсутствие времени и желания руководителей развивать сеть плат-ных услуг в области культуры
• отсутствие специалистов – менеджеров сферы культуры в городе
• снижение с каждым годом возможностей местного бюджета выде-лять достаточное количество денежных средств на поддержание материаль-ной базы и заработную плату работников сферы культуры и спорта города.
Учитывая проведенный анализ, в работе предлагаются следующие ме-роприятия по совершенствованию управления учреждениями культуры:
1. В целях сохранения культурного потенциала и культурного насле-дия на территории муниципального образования, обеспечения преемственно-сти развития российской культуры наряду с поддержкой многообразия куль-турной жизни, культурных инноваций, создания единого культурного про-странства муниципального образования и равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей муниципального образования «Город *****» необходимо разработать муниципальную целевую Программу разви-тия культуры. Программа может изменяться и дополняться ежегодно. Также ежегодно отдел культуры обязан отчитываться о проделанной за год работе и финансовых средствах, полученных полученных на реализацию мероприя-тий программы.