Введение:
Налоговое законодательство России является сравнительно молодым, а его предмет исключительно важен для всех участников налоговых отношений (предприятий, организаций, органов государственной власти и управления, предпринимателей и простых граждан).
Ни одно государство не может обойтись без налогов и потому налоги являются тем фоном, на котором происходят все экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направив их на выполнение функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам. Неразумные налоги приводят к противоположным эффектам. Искажая экономические процессы, они зачастую способствуют экономическим кризисам, а в отдельных случаях – приводят к тяжелым социальным и политическим потрясениям.
Конечно, налоги являются далеко не главными факторами среди множества других причин, определяющих настоящее и будущее государства. Но было бы неправильно приуменьшать их значение.
В условиях рыночной экономики налоги – один из тех не многих остающихся в руках государства рычагов, с помощью которого оно сможет вмешиваться в процессы, происходящие в обществе, экономике, и влиять на них.
Налоговые проблемы в переходный период в Российской Федерации являются чрезвычайно острыми и сложными.
В любой стране налоги – это компромисс между государством и налогоплательщиками, между интересами общими и частными, между перспективами и текущими целями. Поэтому налоги являются объектом пристального внимания общественности, объективной и субъективной критики. С введением в действие Налогового Кодекса РФ изменяется порядок исчисления налогов. Вместе с тем, несмотря на огромное количество поправок, внесённых в законодательные акты, объём вопросов по исчислению и уплате налогов не уменьшается. Более того, каждое изменение и дополнение приводит к появлению новых проблем. Множественность налогов, налоговых ставок и льгот, нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов, делают правильную уплату налогов затруднительной для налогоплательщиков. Неоднозначная трактовка налоговых норм разрешается в суде. Практика судебного рассмотрения дел приводит к тому, что, давая толкование отдельным положениям закона или инструкции, невозможно обойтись без того или иного решения судов высшей инстанции. В то же время в налоговом законодательстве установлена довольно жесткая ответственность за нарушение законов. Во многих случаях нарушения связаны с недостаточной осведомленностью налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве и, особенно с происходящими изменениями в нем и т. п. Зачастую налоговые нарушения являются результатом непреднамеренных или умышленных действий, а следствием того, что налогоплательщик просто не имеет всей информации о налогах. Любая бухгалтерия, как сердце организации, особенно чувствительна к изменениям в налогах. От чёткости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации.
Глава 3:
Рекомендации по выполнению аудиторских процедур.
Процедура № 1. «Проверка полноты отражения в бухгалтерском учёте факторов хозяйственной деятельности»
В ряде случаев организацией не полностью отражается в бухгалтерском учёте выручка от продажи услуг.
В качестве источников информации используются:
• приказ предприятия об учётной политике на отчётный год;
• форма № 2 «Отчёт о финансовых результатах и использовании»;
• главная книга;
• журналы-ордера;
• первичные документы на реализацию услуг;
• банковские выписки;
• приходные кассовые ордера.
Методы сбора аудиторских доказательств:
• проверка документов, подготовленных в организации клиента;
• проверка соблюдения правил учёта отдельных хозяйственных операций;
• проверка арифметических расчётов;
• прослеживание.
Техника исполнения: сплошной проверкой проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учёта. При формальной проверке устанавливаются:
• правильность заполнения всех реквизитов документов;
• наличие не оговоренных исправлений, подчисток, дописок цифр и текста;
• подлинность подписей должностных лиц. При возникновении сомнений по конкретным фактам хозяйственных операций запрашиваются объяснения от должностных лиц. Определяется правильность расчётов в документах.
Процедура № 2. «Проверка правильности соблюдения организацией выбранного варианта учётной политики».
Источники информации: ПБУ 1 «Учётная политика предприятия», приказ об учётной политике организации.
Методы сбора аудиторских доказательств:
• проверка документов;
• проверка соблюдения правильности учёта отдельных хозяйственных операций.
Техника исполнения: изучение приказа об учётной политике, проследить, как формируется налогооблагаемая база, и сопоставить с методом формирования по учётной политике.
Процедура № 3. «Проверка корректировки налогооблагаемых баз».
При осуществлении ряда сделок выручка от продажи услуг, а так же отдельные операции подлежат корректировке в целях включения их в облагаемую базу при расчёте налога.
Заключение:
Настоящий дипломный проект включает в себя:
• анализ налога на добавленную стоимость;
• описание аудита НДС;
• описание деятельности объекта исследования;
• проведение анализа существующей системы бухгалтерского учёта НДС;
• разработку предложений по совершенствованию бухгалтерского учёта и аудита НДС.
При изучении налога на добавленную стоимость я столкнулась с рядом проблем и неясностей в определениях налогового законодательства, которые можно толковать по-разному. То есть при проведении проверки налоговые органы всегда найдут нарушения, которые происходят из-за неточности законов и которые они толкуют в свою пользу. В то же время, налогоплательщики пытаются отстаивать свою правоту и обращаются в суд, который часто решает дела в их. Это говорит о том, что наше налоговое законодательство очень несовершенно и требует доработок.
При анализе налогов облагаемый оборот, который определяется с использованием выручки от продаж, видно, что объём оплаченной продукции превышает объём отгруженной продукции. Это возможно за счёт наибольшего объёма авансовых платежей в формировании выручки от продаж.
Анализ состояния налогооблагаемых баз показал, что основным фактором, влияющим на начисление налогов, является выручка от продаж.
При проведении анализа существующей системы бухгалтерского учёта было установлено, что бухгалтерия в организации является структурным подразделением. Наибольшую численность составляют работники, имеющие средне специальное образование и стаж работы больше 10 лет. Бухгалтерский учёт организован в соответствии с учётной политикой, принятой в организации. Система бухгалтерского учёта частично автоматизирована. Анализ системы учёта налогооблагаемых баз представлен на примере налога на добавленную стоимость, так как этот налог имеет наибольший удельный вес в структуре налогов организации. Бухгалтерский учёт налогооблагаемых баз ведётся в соответствии с действующим законодательством. Отрицательное влияние на формирование налогооблагаемых баз оказывает неравномерность документационно-информационных потоков и отсутствие единого графика документооборота. В связи с этим в данном дипломном проекте представлена разработка схемы и графика документооборота, которые должны обеспечивать своевременное поступление первичных документов в бухгалтерию; своевременное отражение этих документов в бухгалтерском учёте; помогать организации в управлении налогооблагаемыми базами, тем самым, обеспечивая уменьшение штрафных санкций за несвоевременное и неполное отражение в бухгалтерском учёте хозяйственных операций, подлежащих налогообложению.