Введение:
Тема данной дипломной работы – несостоятельность (банкротство) юридического лица: основания признания, порядок ликвидности, удовлетворение требований кредиторов.
Институт несостоятельности зародился задолго до нашей эры. Довольно значительного развития данный институт права получил в Древнем Египте, Шумерии, Древнем Риме. Нормы правового института несостоятельности были довольно жестоки по отношению к банкротам. Их разрешалось убивать, продавать в рабство вместе с семьей и детьми.
В России ситуация складывалась несколько иначе. Как указывает М.В. Телюкина, первые законы, регулирующие конкурсные отношения, появились в России гораздо позже, чем в других странах, в XVIII в. Наиболее интенсивно институты конкурсного процесса начинают развиваться с XVIII века, что было связано с бурным ростом капиталистических отношений после реформ Петра Первого.
Однако зачатки института банкротства в русском праве прослеживаются еще в Русской Правде.
Так, в ней было установлено, что должника, который не в состоянии заплатить нескольким кредиторам, необходимо продать, а полученные средства разделить определенным образом: сначала долг князю; затем иногородним и иностранным кредиторам; затем - всем остальным, за исключением тех, кто «выговорил в свою пользу чрезмерные проценты». Следует отметить, что в тот период существовали разные правила для должников, имеющих одного и нескольких кредиторов. В первом случае должник был обязан отработать долг - т.е. передавался единственному кредитору, во втором - подлежал продаже.
В Судебнике Ивана III (1497 г.) указывалось, что должник мог быть выдан кредитору головою на продажу. «Выдача головою есть древнейший способ удовлетворения требований на известном лице; кто не вознаграждал за убытки, не платил долга, того самого отдавали истцу».
Наибольшее развитие институт банкротства получил в 18-19 веках, с развитием экономических отношений. По мнению многих ученых, по степени развития данная отрасль российского права заметно опережала право европейских государств. Однако в первой половине 19 века сложилась ситуация, при которой не было единого законодательного акта, регулирующего отношения банкротства. Велись работы по разработке подобных законопроектов, но ни один из них не был принят.
Российская практика пошла по пути заимствования норм и правил, регулирующих процедуры несостоятельности, из правовых систем европейских стран. В итоге, в России сложилась система органов, практически полностью заимствованных в Европе.
После революции 1917 года конкурсное право практически не развивалось, а в 30-е годы 20 века было упразднено.
Современный этап развития законодательства о банкротстве ведет свое начало с июня 1992 г. Именно тогда (14 июня 1992 г.) появился Указ Президента РФ N 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур». Этот Указ имел весьма ограниченное применение на практике, т.к., во-первых, содержал множество недостатков с точки зрения юридической техники, во-вторых, срок его действия оканчивался принятием Закона о банкротстве (это устанавливалось ст. 30 Указа). Следует оговориться, что упоминание о несостоятельности содержалось в более раннем акте, законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 г. (вступил в силу 1 января 1991 г.), п. 3 ст. 24 которого гласил: «Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с законодательством РСФСР». Однако механизма применения этой нормы не существовало, поэтому практического значения она не имела, что неоднократно отмечалось учеными.
Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» был принят 19 ноября 1992 г[12]. Этот Закон был очень актуален, т.к. позволил реально осуществлять банкротство определенных субъектов, и вызвал серьезный интерес у ученых. Безусловно, Закон имел множество недостатков, которые выявились в ходе его пятилетнего применения.
Глава 3:
Поскольку при возобновлении производства должник возвращается в ту процедуру, на которой было заключено мировое соглашение, в отношении его вводятся все ограничения, характерные для конкретной стадии, и назначается конкретный арбитражный управляющий.
Отмена мирового соглашения не влияет на имущественное положение кредиторов первой и второй очереди, т.е. средства, полученные такими кредиторами, не истребуются у них.
Состав и размер требований кредиторов определяются на дату возобновления производства по делу о несостоятельности.
Расторгнуть мировое соглашение можно, только если оно значительно не исполняется.
Расторжение мирового соглашения может повлечь за собой два варианта последствий:
возобновление производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в той процедуре, на которой было заключено мировое соглашение;
возможность заявления бывшими участниками мирового соглашения своих требований в том конкурсном процессе, который был возбужден в отношении должника после заключения мирового соглашения (представляется, что при некоторых обстоятельствах эти требования должны квалифицироваться как текущие).
При отсутствии возбужденного в отношении должника производства по делу о несостоятельности (банкротстве) выдвигается кандидатура арбитражного управляющего, причем той саморегулируемой организацией, которая уже делала это в отношении должника (соответственно, полномочия бывшего управляющего не восстанавливаются, даже если и он, и кредиторы, и, возможно, суд ничего не имеют против). Далее (для любого расторжения мирового соглашения) определяется объем требований каждого кредитора - на основании реестра на дату утверждения мирового соглашения (за вычетом тех средств, которые были предоставлены в порядке исполнения мирового соглашения должником). Если условия расторгнутого мирового соглашения предусматривали отсрочку удовлетворения требований либо скидку с долгов, эти условия прекращаются в отношении неудовлетворенной на дату расторжения мирового соглашения части требований. То есть кредитор может немедленно потребовать полного исполнения за вычетом тех средств, которые им, возможно, уже получены.
Если расторгнуть мировое соглашение не удается (ни в отношении отдельного кредитора, ни в отношении всех), кредитор, обязанности перед которым не исполняются, имеет право обратиться в суд с исковым заявлением в общем порядке, установленном процессуальным законодательством. Для суда не будет иметь принципиального значения, что основанием требования является неисполнение мирового соглашения, ибо субъекты будут выступать как обычные должник и кредитор. Естественно, обращаться в суд кредитор сможет с требованием только в том размере, который установлен мировым соглашением.
Возможно и возбуждение производства по делу о банкротстве должника, не исполняющего мировое соглашение, его бывшими кредиторами - участниками мирового соглашения. Для этого необходимо, чтобы срок неисполнения требования превысил три месяца, а объем был более 100 тыс.руб. (без учета сумм финансовых санкций), т.е. необходимо наличие признаков, достаточных для возбуждения судом производства по делу о банкротстве.
Заключение:
Итак, рассмотрев тему данной дипломной работы, следует отметить следующее.
Как было указано выше, под несостоятельностью понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Следовательно, только арбитражный суд может признать организацию или физическое лицо банкротом. Однако для того чтобы конкурсный процесс был инициирован, то есть чтобы арбитражный суд принял заявление о банкротстве должника, необходимо доказать наличие определенных признаков банкротства и решить вопрос о критерии несостоятельности.
Необходимо различать признаки, необходимые для признания банкротом, и признаки, достаточные для начала процедуры банкротства.
Так, единственным признаком банкротства должника, и, соответственно, единственным основанием для признания должника банкротом, является наличие просроченной задолженности. Причем, размер данной задолженности принципиального значения не имеет.
Минимальный размер требований кредиторов к должнику устанавливается для инициации процедуры банкротства.
По моему мнению, такое правило не совсем верно, поскольку позволяет признавать банкротами организации даже при наличии у них минимальной задолженности. Хотя в такой ситуации было бы логичнее поддержать финансовое состояние должника.
Новый закон о банкротстве содержит немало новелл, затрагивающих в той или иной степени как основания введения соответствующих процедур банкротства, так и порядок их проведения.
Следует отметить следующее. В теории конкурсного права выделяют две основные системы – прокредиторскую и продолжниковскую. Анализируя новый закон о банкротстве, можно сделать вывод, что данный законодательный акт отличается от ранее действовавшего законодательства своей явно выраженной реабилитационной направленностью. Основным свидетельством этого является новая процедура банкротства – финансовое оздоровление должника, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Что касается анализа положений закона, регулирующих правила удовлетворения требований кредиторов на стадии конкурсного производства, то первое, что бросается в глаза при анализе данных положений, – это сокращение числа очередей с пяти до трех.