Введение:
Институт несостоятельности начал развиваться в средние века, прежде всего как институт торгового права. Субъектами законодательства о несостоя-тельности являлись физические лица, занимающиеся торговлей, когда на смену индивидуальным предпринимателям пришли их объединения – торговые това-рищества, специальное законодательство начинает распространять свое дейст-вие на юридических лиц торгового права, прежде всего на акционерные обще-ства.
Исторически сложилось так, что во многих странах главным источни-ком правового регулирования был и до настоящего времени, даже в странах прецедентного права, остается закон.
Первые законы, регулировавшие вопросы несостоятельности, относят-ся к середине 16 века. Законодатель того времени видел свою задачу в превен-тивном воздействии на торговый оборот, устанавливая жесткие нормы уголов-ного характера. Однако, как показывает практика, даже самые жесткие санкции, налагаемые на несостоятельных должников, не могли предотвратить новых банкротств, более того, должники, опасаясь уголовного наказания, продолжали коммерческую деятельность и все более ухудшали положение своих кредито-ров.
Постепенно увеличивалось количество норм гражданского правового характера, законодательство становилось все более «цивильным», существенно менялись цели законодательства о несостоятельности. Уже в первой половине 20 века основной целью законодательства было прежде всего обращение иму-щества банкрота в наличные деньги для распределения их между кредиторами, а затем освобождение добросовестного должника от бремени задолженности и предоставление ему возможности начать все с начала без обязательств и дол-гов, возникших из-за коммерческой неудачи.
Глава 4:
К процедурам, применяемым в ходе судебного разбирательства, закон относит:
- наблюдение;
- конкурсное производство.
В отношении кредитных организаций внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», не применяются.
Закон устанавливает требование к арбитражным управляющим о нали-чии у них помимо соответствующей лицензии аттестата Банка России.
Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» ус-танавливает некоторые особенности конкурсного производства в отношении кредитной организации-банкрота:
- конкурсный управляющий обязан использовать только корреспондент-ский счет ликвидируемой организации;
- сообщение о ликвидации кредитной организации публикуется в Вестни-ке ВАС, Вестнике ЦБ РФ и местной прессе;
- на конкурсного управляющего возложена обязанность ежемесячно со-ставлять и представлять в ЦБ промежуточный ликвидационный баланс, а по окончании конкурсного производства – ликвидационный баланс; Закон также устанавливает первоочередность исполнения кредитной организацией – бан-кротом обязательств перед кредиторами – физическими лицами.
4.4 Банкротство страховых компаний
Закон выделяет в отдельную категорию также страховые организации.
По отношению к банкротству страховых организаций Закон «О несо-стоятельности (банкротстве)» устанавливает некоторые ограничения при про-даже имущественного комплекса, а именно:
- покупатель страховой организации обязан принять на себя вместе с имуществом обязательства по договорам страхования должника в том числе с не наступившим страховым случаем;
- покупатель имущественного комплекса может быть только страховая компания.
Законом «О несостоятельности (банкротстве)» установлен особый по-рядок удовлетворения требования кредитора пятой очереди, а так же возмеще-ния страховой суммы.
По отношению к должникам-банкротам рынка ценных бумаг Закон «О несостоятельности (банкротстве)» предполагает создание еще одного норма-тивного акта, который бы определил особенности рассмотрения дел о банкрот-стве должников-участников рынка ценных бумаг. При этом, закон устанавлива-ет требование к Арбитражному управляющему о наличии у него аттестата, вы-даваемого государственным органом Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг.
Законом установлены некоторые особенности наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства в отношении должника-участника рынка ценных бумаг.
Заключение:
Законодательство о банкротстве действует в России с 1марта 1993 года и накопленный опыт пока невелик. Поэтому при разработке ныне действующе-го закона законодателям пришлось не только учитывать имеющийся россий-ский опыт, но и восполнять существующие пробелы за счет опыта ряда зару-бежных стран, в которых институт банкротства занимает одно из важнейших мест в правовом регулировании хозяйственного оборота.
Было бы неправильным все беды российского института несостоятель-ности связывать исключительно с несовершенством законодательства. Цивили-зованному развитию института банкротства в России препятствует недостаточ-ное развитие инфраструктуры правоприменения. Это приводит к снижению ка-чества регулируемых процедур, повышение риска злоупотреблений и усилению их предсказуемости.
Несовершенство и нечеткость процедур несостоятельности в сочетании со стремлением использовать их в недобросовестных долях обуславливают вы-сокую спорность их реализации. На первом месте остаются споры сторон в рамках процедуры внешнего управления, в ходе которой и происходят основ-ные события по передаче собственности. Значительное число конфликтов было создано с назначением арбитражных управляющих.
В то же время в последние годы наблюдается процесс постепенной адаптации всех сторон к действующему регулированию несостоятельности и повышению качества правоприменительной практики, уровень конфликтности процедур стал снижаться.
Нагрузка на инфраструктуру применения процедур банкротства в 1998-2002 года существенно возросла и по моим оценкам, в дальнейшем эта тенден-ция может стать еще более значимой.
Во-первых, все больше дел о банкротстве переходит на следующий год, что связано как с относительным удлинением процедур (далее конкурсного производства), так и с опережающим ростом количества находящихся в произ-водстве дел о банкротстве по сравнению с «пропускной способностью2 арбит-ражной системы.
Во-вторых, динамично растет количество подаваемых заявлений о при-знании должников банкротами. Судя по всему, государство действительно бу-дет стремиться сдержать свое обещание применять процедуру банкротства в отношении предприятий, которые не реструктуризировали свою задолженность по налогам и иным обязательным платежам.
В-третьих, в новом законе о банкротстве есть положения, уравниваю-щие государство (как кредитора по обязательным платежам) в правах с кон-курсными кредиторами по принятию решений в ходе банкротства должников. В следствии, этого резко возрастает нагрузка на представителей государства в проводимых процедурах банкротства, повысятся требования к их квалифика-ции