Введение:
Ориентация бухгалтерского учета в условиях административно-командной системы управления на удовлетворение интересов государства привела к тому, что он перестал реагировать на нужды внутренней системы управления. В настоящее время одной из актуальных проблем российской системы управления является перестройка системы учета с целью удовлетворения запросов как внешних, так и внутренних пользователей. На сегодняшний день перед учетом поставлены достаточно сложные задачи по его адаптации как к условиям переходного периода от плановой централизованной системы управления к рыночной, так и одновременно к международным правилам. Это вызвало серьезные методологические преобразования в системах бухгалтерского и статистического учета, чья информация стала объектом пристального изучения.
Изменение экономической ситуации в Российской Федерации привело к тому, что многие нормативные документы, регулирующие ранее бухгалтерский учет в бюджетных организациях на территории Российской Федерации, устарели и фактически перестали применяться.
Совершенствование бухгалтерского учета, усиление его контрольных функций за хозяйственной и финансовой деятельностью организации - основа укрепления финансово-бюджетной дисциплины. Осуществляя сплошное и непрерывное отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, бухгалтерский учет позволяет не только систематически сопоставлять их с утвержденными нормативами и сметами, но и устанавливать причины отклонений фактических расходов от утвержденных нормативов и смет, выявлять наиболее целесообразные нормы расходов и повышать уровень бюджетного и сметного планирования в целом.
Используя информацию бухгалтерского учета, руководители и коллективы учреждений могут оперативно принимать меры по устранению просчетов и отклонений от утвержденных нормативов в ходе хозяйственной и финансовой деятельности. С помощью бухгалтерского учета в каждом учреждении устанавливаются систематическое наблюдение за наличием и сохранностью материальных и денежных средств, контроль за их рациональным использованием с учетом хозяйственной целесообразности. Бухгалтерский учет играет важную роль в обеспечении контроля за наличием и эффективным использованием трудовых ресурсов.
По данным бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях можно вскрыть факты бесхозяйственности, расточительства, излишеств в использовании бюджетных средств, принять меры к сбережению живого и овеществленного труда. Следовательно, бухгалтерский учет - это важнейшее звено системы управления бюджетными организациями.
Одно из центральных мест во всей системе бухгалтерского учета в бюджетном учреждении по праву занимает учет труда и заработной платы. Заработная плата является основным источником дохода работников, с ее помощью осуществляется контроль за мерой труда и потребления, она используется как важнейший экономический рычаг коренной перестройки управления экономикой, осуществления мер по защите социальных прав работников.
Одним из основополагающих принципов оплаты труда является ее дифференциация, т.е. установление необходимых различий в заработной плате работников, определяемых посредством учета количественных и качественных затрат труда, эффективности и результатов трудовой деятельности. На государственном уровне инструментом регулирования заработной платы является тарифная система оплаты труда.
Глава 4:
Контроль аналитического учета расчетов по оплате труда является выборочным. Вначале проверяют правильность справочных данных (льготы по подоходному налогу, данные по другим удержаниям, размер оклада и др.), далее проверяют правильность расчета начислений и удержаний.
По начисленным видам оплат можно проверить: начисление повременной оплаты, расчеты по среднему заработку, за дни пребывания в отпуске, премий и других видов оплат.
По удержаниям с работников необходимо проверить: правильность исчисления налога на доходы физических лиц, расчета удержаний по исполнительным листам, расчетов по прочим видам удержаний.
При контроле начислений, которые рассчитываются с использованием среднего заработка, прежде всего, необходимо установить, правильно ли определен средний заработок. Если ошибки не обнаружены, то дальнейшие расчеты можно не проверять.
При проверке правильности исчисления налога на доходы физических лиц аудитор руководствуется Налоговым кодексом гл. 23 "Налог доходы физических лиц". Необходимо уточнить величину льгот, статус работника, проверить правильность расчета налога на доходы физических лиц.
Особое внимание при проверке аналитического учета расчетов по оплате труда с работающими следует обратить внимание на формирование совокупного дохода по работающим. Помимо прямых начислений в совокупный доход могут быть включены:
Стимулирующие выплаты, доплаты.
Синтетический учет расчетов по оплате труда предусматривает проверку данных по счету 18 «Расчеты по оплате труда» и корреспондирующих счетов.
Для контроля расчетов по оплате труда используются следующие документы: первичные документы по учету заработной платы, расчетные ведомости, лицевые счета, платежные ведомости и др.
Помимо расчетов по оплате труда необходимо проверить правильность расчетов по начислению и перечислению налогов на доходы физических лиц в бюджеты и внебюджетные фонды. С этой целью уточняют базу налогообложения.
При проверке ведения учета по субсчету 193 «Расчеты с фондом социального страхования» следует учесть, что взносы по этому виду, как компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие, денежные пособия, выдаваемые в качестве материальной помощи, и др. установлены в размере 4%.
Расчеты по медицинскому страхованию ведутся на субсчете 194"Расчеты с Фондом обязательного медицинского страхования Российской Федерации". Плательщиками взносов в фонды медицинского страхования являются плательщики взносов в ПФР. Это же касается и предоставления льгот по обязательному медицинскому страхованию, сроков уплаты и финансовых санкций. Страховой тариф установлен в размере 3,6%.
Заключение:
Оплата труда в бюджетных организациях частности формируется соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 04.03.1993г. № 48 «Об утверждении разъяснения «О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании», Письмом Министерства образования Российской Федерации от 02.02.1995г. №04-М «О правах образовательных учреждений по использованию бюджетных и внебюджетных средств», постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2001г. №264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации».
Академия имеет право в пределах имеющихся у нее средств самостоятельно на основании решения выборного представительного органа - Ученого совета определять форму оплаты труда работникам. Также при отсутствии поступления средств на счета Академии на оплату труда из федерального бюджета или иных источников финансирования все виды выплат за счет отсутствующего источника финансирования могут быть уменьшены, приостановлены или даже отменены на определенный срок. При наличии экономии бюджетных средств по фонду оплаты труда, сложившейся за счет не замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам работников Академии, а также наличия вакантных должностей, эти средства могут быть направлены на выплаты надбавок к должностным окладам в целях социальной защиты.