Введение:
В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральной формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и так далее).
Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются по личным вкладам, с учетом конечных результатов предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников предприятий всех организационно-правовых форм устанавливается законодательством.
Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.
В новых условиях хозяйствования важнейшими его задачами являются:
- в установленные сроки производить расчеты с персоналом по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки),
- собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с органами социального страхования, Пенсионным фондом и фондом занятости.
Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль за количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.
Для того чтобы выполнять все эти задачи, бухгалтер должен знать порядок
составления и использования учетных документов, правила ведения
бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях и организациях, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30.12.1999г. №107н, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:
Глава 3:
Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по субсчетам 180 “Расчеты по оплате труда”, 177 “Расчеты с депонентами”, первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда: табеля учета отработанного времени, листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков.
Необходимо:
1. При проверке использования фонда оплаты труда, аудитор должен проверить:
-соблюдение установленных штатным расписанием должностных окладов работников предприятия;
-утверждено ли штатное расписание Главным врачом и вышестоящей организацией;
-правильность выплаты премий работникам предприятия (на основании утвержденного Положения или произвольно волевым действиям руководителя).
2. Выбрать личные дела и проверить, содержится ли в них информация о дате найма, разрешение на дополнительные выплаты, ставки оплаты труда:
-проследить рост оплаты труда, оформлено ли это приказами руководителя;
-пользуются ли бухгалтера информацией, отраженной в личных делах для начисления и удержания из заработной платы.
3. Установить соответствие показателей аналитического учета по счету 180 с записями в главной книге и бухгалтерском балансе.
4. Изучить достоверность первичных документов, правильность их заполнения, проверить на наличие подписей должностных лиц, на правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах неоговоренных исправлений и подчисток.
5. Выбрать примеры записей из ведомостей по начислению оплаты труда:
-подтвердить документально начисления и удержания;
-пересчитать совокупные начисления, вычеты, чистые выплаты;
6. Проверить периодичность и своевременность выплаты заработной платы.
7. Проверить достоверность записей в ведомостях на заработную плату.
8. Проверить удержания из оплаты труда:
-сопоставить ведомости на оплату труда с данными аналитических счетов по расчетам с бюджетом по налогам, удержанным с работников предприятия;
-соблюдение законодательства по налогам с физических лиц;
-изучение удержаний по отдельным наемным работникам;
-регулярность перечисления налогов в бюджет;
-правильность удержаний по исполнительным листам.
Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки отсутствуют.
Цели системы внутреннего контроля (СВК) в организации:
- упорядочение и эффективное выполнение текущих хозяйственных дел предприятия;
-выполнение требований финансово-хозяйственной политики руководства;
-сохранение активов предприятия и обеспечение приемлемого уровня полноты и точности документов и, соответственно, информации.
СВК предусматривает наличие:
1) компетентного персонала с четко определенными правами и обязанностями;
2) разделения соответствующих обязанностей (по хранению активов и их учету, по совершению сделок, по учету);
3) соблюдения необходимых процедур при совершении операции;
4) контроля за сохранностью документации (нумерация, составления во время совершения операции или сразу же после этого, простота и ясность);
5) фактического контроля над активами и документацией (фактическая проверка материально-ответственным лицом);
6) независимой проверки выполнения обязанностей (внутренний аудит).
Для контроля документирования затрат на оплату труда используют вопросы, которые представлены в таблице 5.
Заключение:
Учет труда и его оплаты являются самым трудоёмким участком бухгалтерской работы. Это связано с разнообразием применяемых форм и систем оплаты труда, множеством применяемых форм первичных документов, спецификой методики некоторых расчетов, сжатыми сроками выдачи заработной платы, недостаточностью технических средств обработки этой информации. При этом во всех случаях этот участок работы должен обеспечить точность и своевременность табельного учета личного состава предприятия; правильное начисление заработной платы и других причитающихся работнику платежей – пособий по больничным листам, отпускных; выдачу причитающихся сумм на руки; составление отчетности по труду.
В дипломной работе рассмотрены вопросы организации, задачи учета, системы и формы оплаты труда, порядок документирования и учета наличия и движения личного состава и использования рабочего времени, порядок исчисления средств на оплату труда, ведение синтетического и аналитического учета заработной платы.
Результаты исследования практического материала на МУЗ УГК БСМП составили основу выполненной работы.
Бюджетные организации не подлежат обязательной аудиторской проверке, но организации вправе провести аудит по собственной инициативе. В действующей практике в БСМП аудит не осуществлялся, но в целях написания дипломной работы целесообразно её проведение. По результатам проверки, состояние бухгалтерского учета по начислению и выплате заработной платы в целом отвечают требованиям действующего законодательства.
Для начисления заработной платы предприятия использует табеля учёта отработанного времени, на основе которых бухгалтерия производит начисление заработной платы. Начисленная заработная плата отражается в лицевых счетах работников, а также в личной карточке учета доходов в виде заработной платы и других выплат. Причитающаяся к выплате заработная плата заносится в платёжную ведомость, на основании которой и производится выплата.
Все эти операции отражаются на субсчете 180 «Расчеты по оплате труда» у которого, как правило, кредитовое сальдо показывает задолженность работодателя перед работником. Ежемесячно в главной книге производятся записи по данному счету, которые составляют основу для заполнения баланса и составления отчета по труду.