Введение:
В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральной формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и так далее).
Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются по личным вкладам, с учетом конечных результатов предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников предприятий всех организационно-правовых форм устанавливается законодательством.
Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.
В новых условиях хозяйствования важнейшими его задачами являются:
- в установленные сроки производить расчеты с персоналом по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки),
- собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с органами социального страхования, Пенсионным фондом и фондом занятости.
Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль за количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.
Для того чтобы выполнять все эти задачи, бухгалтер должен знать порядок
составления и использования учетных документов, правила ведения
бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях и организациях, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30.12.1999г. №107н, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:
Глава 3:
Аудит начинается с заключения договора между экономическим объектом и аудиторской фирмой. Но перед этим аудиторская фирма отправляет письмо-обязательство о согласии на проведение аудита. Договор на оказание аудиторских услуг может иметь существенные отличия от других договоров, используемых в хозяйственной практике. Это, прежде всего, учет в договоре уровня аудиторского риска и, следовательно, разделение ответственности между исполнителем-аудитором и заказчиком-клиентом, а также интересов третьих лиц (пользователей информации финансовой отчетности).
Договор на проведение аудиторской проверки заключается в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности гл.39 "Договор возмездного оказания услуг", и Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг".
Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В тексте договора целесообразно раскрыть следующие основные аспекты и существенные условия, такие как:
а) предмет договора на оказание аудиторских услуг;
б) условия оказания аудиторских услуг;
в) права и обязанности аудиторской организации;
д) права и обязанности экономического субъекта;
е) стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг;
ж) ответственность сторон и порядок разрешения споров [18, c.111].
Перед проведением проверки необходимо изучить нормативные документы по ведению бухгалтерского учета в бюджетных организациях и начислению заработной платы:
1. Порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, установлен Инструкцией № 107 от 30 декабря 1999г.
2. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ от 26 декабря 1994 г. №170.
3. Распоряжение мэра города о повышении тарифных ставок по оплате труда работников бюджетной сферы от 4 ноября 2003 № 2636.
4. Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов). Правительство РФ от 21 марта 1994 г. №210.
5. Рекомендации по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме. Приложение №1 к постановлению Минтруда от 14 июля 1993г. №315.
6. О продолжительности работы в выходной день, перенесенный в связи с праздником на рабочий день. Минтруд РФ от 25 февраля 1994 г. №4.
7. Приказ МНС РФ от 29.11.00 БГ-3-08/415, № 166-ФЗ «О налоге на доходы с физических лиц” от 29 декабря 2000г.
8. Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера. Госкомстат от 10 июля 1995 г. №89.
9. О норме рабочего времени и о порядке определения часовой тарифной ставки в 1996 г. Минтруд РФ от 13 сентября 1995 г. №51.
10 Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан. Постановление фонда социального страхования РФ от 19 октября 1994 г. №21 (редакция от 25.06.96г).
Заключение:
Учет труда и его оплаты являются самым трудоёмким участком бухгалтерской работы. Это связано с разнообразием применяемых форм и систем оплаты труда, множеством применяемых форм первичных документов, спецификой методики некоторых расчетов, сжатыми сроками выдачи заработной платы, недостаточностью технических средств обработки этой информации. При этом во всех случаях этот участок работы должен обеспечить точность и своевременность табельного учета личного состава предприятия; правильное начисление заработной платы и других причитающихся работнику платежей – пособий по больничным листам, отпускных; выдачу причитающихся сумм на руки; составление отчетности по труду.
В дипломной работе рассмотрены вопросы организации, задачи учета, системы и формы оплаты труда, порядок документирования и учета наличия и движения личного состава и использования рабочего времени, порядок исчисления средств на оплату труда, ведение синтетического и аналитического учета заработной платы.
Результаты исследования практического материала на МУЗ УГК БСМП составили основу выполненной работы.
Бюджетные организации не подлежат обязательной аудиторской проверке, но организации вправе провести аудит по собственной инициативе. В действующей практике в БСМП аудит не осуществлялся, но в целях написания дипломной работы целесообразно её проведение. По результатам проверки, состояние бухгалтерского учета по начислению и выплате заработной платы в целом отвечают требованиям действующего законодательства.
Для начисления заработной платы предприятия использует табеля учёта отработанного времени, на основе которых бухгалтерия производит начисление заработной платы. Начисленная заработная плата отражается в лицевых счетах работников, а также в личной карточке учета доходов в виде заработной платы и других выплат. Причитающаяся к выплате заработная плата заносится в платёжную ведомость, на основании которой и производится выплата.
Все эти операции отражаются на субсчете 180 «Расчеты по оплате труда» у которого, как правило, кредитовое сальдо показывает задолженность работодателя перед работником. Ежемесячно в главной книге производятся записи по данному счету, которые составляют основу для заполнения баланса и составления отчета по труду.
Но были выявлены случаи незначительного расхождения записей в расчетных ведомостях и первичных документах, неправильное отражение начисленной оплаты труда, небольшие погрешности в ведении и оформлении первичных документов, исправления в Главной Книге (подписанных). Как недостаток можно отметить, что в БСМП используются устаревшие формы первичной учетной документации по труду и заработной плате.