Введение
В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и тому подобное).
Рыночные отношения вызвали к жизни новые источники получения денежных доходов в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладов членов трудового коллектива в имущество предприятия (дивиденды, проценты).
Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируется налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников всех организационно-правовых форм устанавливаются законодательством.
Уставной юридической формой регулирования трудовых отношений, в том числе в области оплаты труда работников, становится коллективный договор предприятия, в котором фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия.
§ 2. Понятие, функции заработной платы и классификация систем оплаты труда.
2.1. Понятие заработной платы.
В условиях перехода к рыночным отношениям определение понятия ЗП приобретает принципиальное значение, ибо она может рассматриваться как стоимостная оценка рабочей силы, как форма распределения фонда индивидуального потребления работников по количеству и качеству труда, как отношения между обществом, работодателем и работником по поводу распределения части национального дохода. В силу указанных причин в теории и на практике используются различные понятия, что и определяет особенность политики заработной платы на отдельных предприятиях (фирмах).
Для организаций (учреждений) бюджетной сферы, где государством осуществляется прямое регулирование оплаты труда, под заработной платой следует понимать выраженную в денежной форме долю работников этой сферы в фонде индивидуального потребления в национальном доходе и распределяемую в соответствии с количеством и качеством труда (через ЕТС). Вместе с тем Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности предоставляет этим предприятиям самостоятельность в выборе системы оплаты труда, изыскании дополнительных источников поощрения.
В развитой рыночной экономике заработная плата — это цена, выплачиваемая работнику за использование его труда, величина, которой определяется рынком труда, т.е. спросом на рабочую силу и ее предложением. Чем больше спрос на конкретную рабочую силу и чем меньше ее предложение, тем выше заработная плата, и, наоборот, чем выше ее предложение, тем ниже заработная плата. Известны несколько рыночных моделей формирования конкретных ставок зарплаты, но это предмет экономической теории.
Список использованной литературы
1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. — М.: Известия, 1993. — 127 с.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации. — М.: «ПРИОР», 2003. — 276 с.
3. Трудовой Кодекс Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой./ Составитель Д. Диянов, советник юстиции 3 класса. — М.: Менеджер, 2002. — 736 с.
4. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 19.06.00 г. № 82-ФЗ // Российская газета, 2001г. — №38. — С.6
5. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон о минимальном размере оплаты труда» от 01.10.2003г. № 127-ФЗ//Главная книга, 2003г.- № 20 – М.
6. Приказ «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» от 30.12.1999г. № 65н
7. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: учебное пособие – Ростов-на-Дону, Феникс, 2003г.
8. Адамчук В.В. и др. Экономика труда: учебник / В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев; Под ред. В.В. Адамчука. — М.: ЗАО «ФИНСТАТИНФОРМ», 2003.— С.111-122.
9. Гендлер Г.Х., Ведерникова Н.И. Оплата труда в учреждениях бюджетной сферы – Москва, Питер, 2003год.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприяьтия – Минск, Новое издание, 2003г.
11. Занятость и ЗП в странах ОЭСР — Еtploi et salaries dans I’OSDE // Problems econ., — Р., 2003. — №2535. — р.20-24.
12. Экономический журнал, 2003.— №49.
13. Угодников К. Россия не хочет быть государством бедняков // Российская газета, 2003. — №40. — С. 4.
14. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. / Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук, О.В. Антонова и др.; Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. — С. 560-563.
15. Нормативные документы. // Экономические новости России и содружества, 2003— №№1-24.—С.8; №№1-13.—С.8.
16. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов.— М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 2003.—С.245-254.