Введение:
Местные бюджеты осуществляют важную роль в регулировании потребностей населения, проживающих на территории муниципального образования. К компетенции местных органов власти относится решение многих вопросов, но для финансирования данных расходов местным органам самоуправления необходим достаточный уровень доходных источников местных бюджетов. Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.
В современных условиях реформирования бюджетной системы РФ в связи с реализацией Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.09.2003 № 131-ФЗ еще более актуальным становится вопрос об эффективном управлении бюджетами муниципальных образований. Вопросы повышения эффективности управления бюджетным потенциалом муниципальных образований всех уровней: формирования доходов территории за счет различных источников и их эффективного использования, оптимизации денежных потоков и поддержания финансовой устойчивости бюджетов, минимизации бюджетных рисков представляются особенно актуальными в переходный период реформирования и последующего становления бюджетной системы РФ. Таким образом сегодня вопрос об основных условиях формирования муниципальных бюджетов продолжает оставаться очень актуальным.
Прежде чем рассуждать о том, что такое бюджетирование и для чего оно нужно, уточним некоторые термины и понятия. Так, бюджетирование — это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой — управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.
Основным объектом бюджетирования является бизнес, не предприятие или фирма, а именно бизнес как вид или сфера хозяйственной деятельности, также в качестве объекта финансового планирования могут выступать производство и сбыт продуктов одного или нескольких видов, обособленные территориально, технологически или по сегментам рынка. В одной компании одновременно может существовать несколько видов бизнеса, переплетающихся и взаимосвязанных друг с другом технологически, организационно, финансово. Бюджетирование позволяет управлять финансами как отдельного бизнеса, так и предприятия в целом, определяя набор видов бизнеса, сроки и направления реструктуризации.
Бюджетирование — это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.
Бюджет — это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период времени в целом и по отдельным подпериодам. Отчасти уже поэтому в высокоразвитых странах бюджет (финасовый план) — основа внутрифирменного управления и соответственно бюджетирование — это технология составления, корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых планов, а потому бюджетирование превращается в основу основ всех технологий внутрифирменного управления.
Глава 3:
Наряду с указанными механизмами, вполне приемлемым является предоставление налоговых льгот для отдельных категорий предпринимателей. Для местного предпринимателя немаловажно учесть и то, что ст. 54 закона № 131 -ФЗ определяет возможность муниципального заказа, при котором органы местного самоуправления могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Необходимо использовать и фактор стимулирования развития малого предпринимательства через механизм арендной платы, создание технопарков, и других альтернативных механизмов поддержки малого предпринимательства.
В этих случаях объективным измерителем действий администрации может быть показатель эффективности вложенных в малое предпринимательство бюджетных средств и полученных результатов в виде налоговых поступлений в бюджет. Для этого желательно в бюджетной классификации предусмотреть раздел малого предпринимательства. Кроме того, принимая во внимание, что основная масса предпринимателей привязана системой регистрации к городским территориальным образованиям, необходимо предусмотреть (в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности других поселений, определенного ст. 60 закона №131-ФЗ) учет налоговых поступлений от предпринимательства по месту постоянного проживания предпринимателя.
При действенных мерах со стороны местных властей по поддержке и развитию малого бизнеса есть возможность не только существенно увеличить доходную часть местных бюджетов и, тем самым, определить ему одну из ведущих ролей в стабилизации экономики и социального фактора в рамках территорий местного самоуправления, но и обеспечить сбалансированность бюджетов всех уровней через реструктуризацию расходных обязательств.
Все же, в условиях, когда основные налоговые доходы поступают, в первую очередь в вышестоящие бюджеты, неналоговые доходы становятся важнейшим закрепленным источником для местных бюджетов.
Традиционно основными видами неналоговых доходов на уровне городов и районов являются доходы от сдачи имущества в аренду. Чтобы обеспечить рост доходов по этой статье, необходимо обладать полной информацией об имеющемся в муниципальной собственности имуществе - о его составе, месторасположении, характере использования, уровне приносимого дохода. Размер арендных платежей должен быть дифференцирован, только в этом случае возникает возможность обеспечить маневренность средств и подвижность общей суммы неналоговых доходов.
Особо следует остановится на применении в практике работы финансовых и налоговых органов показателя налогового потенциала муниципалитетов. Его обобщенная характеристика может быть дана в Налоговом паспорте муниципалитета .
Информация, содержащаяся в налоговом паспорте, отличается простотой, но она позволяет реально оценить сложившийся уровень налогового потенциала муниципалитета. Помимо вспомогательных данных. Налоговый паспорт содержит и расчет налогового потенциала, что позволяет использовать данный показатель в текущей работе финансовых и налоговых органов.
Заключение:
Рассмотрев функции, структуру доходов местных бюджетов, стало очевидно, что главная финансовая основа местных органов власти - местные бюджеты. Огромная часть социальных и экономических расходов государства финансируется за счет средств местных бюджетов. Поэтому решение многих проблем на уровне субъектов Российской Федерации и их территорий определяется финансовыми возможностями регионов и муниципалитетов. Именно благодаря местным бюджетам средства на общественные фонды потребления распределяются между группами населения.
В первой главе дипломной работы рассмотрены вопросы финансирования муниципального образования. Показано, что органы государственной власти города Москвы создают необходимые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие органам местного самоуправления в осуществлении их функций и полномочий. Муниципальное образование имеет Устав, в котором в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы указываются: границы и состав территории муниципального образования; вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования и т.д. В этой же главе рассмотрено значение финансов муниципальных образований в финансовой системе страны.
Во второй главе диплома представлен анализ финансовой системы муниципального образования Теплый Стан.
Муниципальное образование «Теплый Стан», в границах которого осуществляется местное самоуправление, создано на территории района Теплый Стан. Представлен Устав муниципального образования «Теплый Стан».
Район образован 12.09.1991г., находится на юго-западе столицы и расположен в секторе, ограниченном Профсоюзной улицей на востоке, Ленинским проспектом на западе, улицей Островитянова на севере и Московской кольцевой автодорогой на юге, располагается на Теплостановской возвышенности. К органам местного самоуправления относятся: представительный орган – муниципальное Собрание и исполнительно-распорядительный орган – муниципалитет.
Во второй главе диплома представлен анализ доходов муниципального образования «Теплый стан» за 2006 год. По данным анализа выявлено, что в 2006 году руководством муниципального образования «Теплый стан» было запланировано поступление доходов на сумму 11706 тыс. руб.
При этом планировалось, что поступления по налогам на доходы физ. лиц составят 9027 тыс.руб., а безвозмездные перечисления составят 9679 тыс. руб. Из них дотации местным бюджетам на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности будут выполнены на сумму 1733 тыс. руб., Прочие субвенции, зачисляемые в местные бюджеты (субвенции на переданные полномочия) составят 946 тыс. руб.
В анализе доходов представлено распределение поступлений доходов в бюджет поквартально. При этом наибольшую сумму поступлений ожидается получить во втором квартале 2006 года, что должно составить 3242 тыс. руб., наименьшую сумму поступлений ожидается в четвертом квартале, что составит 2522 тыс. руб. В первом квартале 2006 года планируется поступление на сумму 3108 тыс. руб.
В третьем квартале ожидается поступление платежей на сумму 2834 тыс. руб. Таким образом, в течение года ожидается наибольшее поступление средств за счет получения налогов на доходы физических лиц. Здесь же представлен анализ исполнения бюджета внутригородского муниципального образования «Теплый Стан» за 2006 год.