В современных условиях реформирования бюджетной системы РФ в связи с реализацией Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.09.2003 № 131-ФЗ еще более актуальным становится вопрос об эффективном управлении бюджетами муниципальных образований. Вопросы повышения эффективности управления бюджетным потенциалом муниципальных образований всех уровней: формирования доходов территории за счет различных источников и их эффективного использования, оптимизации денежных потоков и поддержания финансовой устойчивости бюджетов, минимизации бюджетных рисков представляются особенно актуальными в переходный период реформирования и последующего становления бюджетной системы РФ. Таким образом сегодня вопрос об основных условиях формирования муниципальных бюджетов продолжает оставаться очень актуальным.
Прежде чем рассуждать о том, что такое бюджетирование и для чего оно нужно, уточним некоторые термины и понятия. Так, бюджетирование — это, с одной стороны, процесс составления финансовых планов и смет, а с другой — управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.
Основным объектом бюджетирования является бизнес, не предприятие или фирма, а именно бизнес как вид или сфера хозяйственной деятельности, также в качестве объекта финансового планирования могут выступать производство и сбыт продуктов одного или нескольких видов, обособленные территориально, технологически или по сегментам рынка. В одной компании одновременно может существовать несколько видов бизнеса, переплетающихся и взаимосвязанных друг с другом технологически, организационно, финансово. Бюджетирование позволяет управлять финансами как отдельного бизнеса, так и предприятия в целом, определяя набор видов бизнеса, сроки и направления реструктуризации.
Бюджетирование — это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов, получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать прогнозируемые и полученные финансовые показатели.
В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ, в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии со статьями 57 - 61 Федерального закона , осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов
Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах.
Органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов, установленными законодательством РФ о налогах и сборах для органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов.
Доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений в соответствии с частью 4 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных частью 5 статьи 60 и частью 4 статьи 61 настоящего Федерального закона.
В бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от местных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов.
1. Конституция Российской Федерации - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2004;
2. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.09.2003 № 131-ФЗ.
3. Закон РФ № 2004-1 от 09.12.1991 г. «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, Российская газета, N188, 31.08.2004);
4. Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 № 584 «Программа развития бюджетного федерализма на период до 2005 года»;
5. Указ Президента РФ от 15.10.1999 № 1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ»;
6. Федеральный закон от 31.07.1998 «Бюджетный кодекс Российской Федерации» № 145-ФЗ (с изменениями от 02.02.06 г., Российская газета, N 25 от 08.02.2005);
7. Федеральный закон от 31.07.1998 «Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая» № 146-ФЗ (с изменениями от 04.11.05 г. Российская газета, N 249, 08.11.2005);
8. Федеральный закон от 05.08.2000 «Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая» № 117-ФЗ (с изменениями от 06.12.05 г. Российская газета, N 278, 09.12.2005);
9. Федеральный закон от 6.10.2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ (с изменениями от 02.02.06 г.);
10. Анимица Е.Г. Тертышный А.Т., Основы местного самоуправления: Учебник. - М.: Инфра-М., 2000;
11. Анимица Е.Г, Дворянкина Е.Н., Силин Я.В., Бюджет большого города. -М.: Московская школа политических исследований, 2002;
12. Альвианская Н.В. Местные бюджеты в условиях бюджетной реформы// Финансы. - 2004. №2. С. 15-19;
13. Бабич А.М., Павлова Л.Н./ Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М: Финансы, 1999;
14. Васюнина М.Л. Изменения территориальной организации местного самоуправления и их влияние на бюджетную систему РФ//Финансы и кредит . -2005. №6. С. 47-52;
15. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики.- М.: Финансы и статистика,2003;
16. Ю.Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством, - М.: Финансы и статистика 2001;
17. Игудин А.Г. Актуальные проблемы межбюджетных отношений// Финансы.-2005. № 10. С. 15-19;
18. Казакова Л.В. Проблемы изменения структуры доходов и расходов местных бюджетов в современной экономике//Финансы и кредит -2004. № 12. С.47-49;