Введение:
Сложившаяся на многих рос¬сийских предприятиях система внутрифир-менного планирования, не привязанная к настоящему бюджетированию, не позволяет их руково¬дителям четко ставить конкретные цели перед своими ор-ганизациями, выстраивать стратегию бизне¬са на основе роста его капитализа-ции и т.п. Очень часто неправильно выбраны критерии оценки достигнутых хозяйственных результатов и, следовательно, неверно выстроены целевые по-казатели плана. Эти показатели закладываются в бизнес-планы дочерних структур и являются основой для планирования инвестиций и оценки руково-дителей и специалистов. Такая система финансового планирования даже не предполагает многовариантный ана¬лиз финансовых последствий реализации намеченных планов, не пре¬дусматривает анализ различных сценариев измене-ния финансового состояния предприятия или фирмы, оценку финансовой ус-тойчивости бизнеса к изменяющимся условиям внешней хозяйственной среды.
Поскольку бюджеты составляются не для целей планирования и анализа будущего финансового состояния фирмы, не по правилам фи¬нансового ме-неджмента, а исходя лишь из представлений руководителей о том, какие фи-нансовые показатели сегодня им могут понадобиться, настоящее бюджетиро-вание оказывается ненужным. Как правило, составляют бюджеты прибыли и убыт¬ков, а также какие-либо варианты бюджета движения денежных средств. Прогнозный баланс, особенно по структурным подразделениям и видам биз-несов, как правило, не разрабатывают, не говоря уже о полноценном наборе операционных бюджетов.
Несомненно свою роль здесь сыграла специфическая российская система бух-галтерского учета, которая в отличие от западной не является основой управ-ленческого учета. Любые финансовые коэффициенты или другие финансовые показатели, взятые из форм установленной бухгалтерской отчетности, могут скорее запутать аналитика, сбить с верного курса, но никак не направить фи-нансовую систему предприятия на путь истинный. Опираясь на бюджет дви-жения денежных средств, мы еще можем сказать, когда нашему предприятию нужно взять кредит. Но исходя из формы № 1 установленной отчетности нель-зя ответить, например, на вопрос, может ли фирма позволить себе взять кре-дит при сложившихся на рынке условиях и финансовой эффективности своего бизнеса.
Глава 3:
В настоящее время на ОАО «Новая линия» не существует единой систе-мы контроля за многочисленными и разнонаправленными финансовыми и ма-териальными потоками. Разработанная нами система бюджетирования финан-совых потоков позволит предприятию осуществлять скоординированную по-литику в области управления финансовыми потоками, вовремя осуществлять необходимые корректировки и перераспределение финансовых средств.
Функцией финансового планирования должен заниматься планово-экономический отдел, который на основании имеющейся информации о дея-тельности фирмы в предыдущие периоды, производимых ранее расходах, предстоящих расходах, направлениях развития фирмы, потребностей подраз-делений предприятия разрабатывает программу расходов каждого подразде-ления, а также всего предприятия в целом. Далее программа проходит утвер-ждение на специальном заседании, на которое приглашаются представители всех планируемых подразделений, а также директор и его заместители.
В соответствии с данной системой каждое подразделение должно пре-доставить к определённому числу свою программу, которая составляется его руководителем исходя из ожидаемых статей расходов. В данный программу он должен закладывать только те расходы, которые необходимы для стабиль-ной работы подразделения, а в случае роста расходов по отдельным статьям, они должны содержать подробные комментарии.
В общем виде программа расходов подразделения будет иметь следую-щий вид, представленный в Приложении 1.
В соответствии с Приложением 1 программа расходов подразделения содержит практически все основные статьи расходов, которые могут возник-нуть в процессе функционирования данного субъекта. В случае возникновения каких-либо специфических статей всегда можно либо включить их отдельной строкой, либо просто добавить данную сумму в прочие расходы с подробным описанием предмета затрат.
Далее подробно раскроем содержание каждой статьи, укажем перечень расходов включающихся в каждый раздел программы расходов и порядок их отнесения.
Развёрнутая форма программы расходов представлена в Приложении 2.
Утверждённая программа расходов обязательна для исполнения данным подразделением, контроль за её выполнением должен осуществлять планово-экономический отдел (либо ревизионный отдел), который будет в течение ме-сяца будет снимать промежуточные показатели расходования средств, сопос-тавлять их утверждёнными и оперативно проводить соответствующие коррек-тировки.
Заключение:
Современное состояние экономики, характеризующиеся развитием ры-ночной системы, требует от предприятия разработки и внедрения квалифици-рованной системы бюджетирования всех без исключения направлений произ-водственно-хозяйственной, инновационной и финансовой деятельности.
Формирование общей стратегии бюджетирования и дальнейшего его модернизации и развития невозможно без учета факторов автоматизации дан-ного процесса.
В настоящее время существует большое количество разнообразных про-граммных средств в той или иной степени позволяющие решить проблему ав-томатизации процесса бюджетирвоания. Но специфика российской экономики не позволяет в полной мере отдать предпочтение какому-либо конкретному продукту, и поэтому каждый экономический субъект должне в соответствии со спецификой своей деятельности выбирать конкретный прикладной пакет программ по бюджетированию.
Также одной из существенных проблем автоматизации бюджетирования остается отсутствие программы, оптимально подходящей для предприятий всех форм собственности и организационных структур, а также учитывающую как передовой западный опыт в данной области, так и специфику российской системы учета, в том числе и бухгалтерского.
Поэтому наиболее востребованной на рынке будет программа, которая позволит воплотить все эти образовавшиеся разрывы, а также сможет эффек-тивно сочетать в себе управленческую технологию с набором компьютерных программ, позволяющих не только автоматизировать все расчеты по финансо-вому планированию, но и при необходимости смоделировать адаптированную бюджетную схему для предприятий и фирм самых разных сфер бизнеса.
Также данная программа должна обладать возможностью, в соответст-вии с которой при незначительных усилиях программистов самих предпри-ятий к исходной программе можно дополнительно подключить массу допол-нительных возможностей в плане автоматизации управленческого учета. И корме этого программное средство должно обязательно обладать возможно-стью подготовки кадров, позволяющей быстро усваивать методологию и кон-кретный инструментарий бюджетирования, разбираться с организацией про-цедур финансового планирования.
В заключение хочется отметить, что автоматизация процессов бюджети-рования доказала и продолжает доказывать свою актуальность в условиях бы-стро развивающейся российской экономической системы, так как именно уме-лое управление разнонаправленными финансовыми, материальными и прочи-ми видами потоков, их умелое прогнозирование и планирование обеспечат экономическому субъекту высокую конкурентоспособность и прибыльность во всех сферах его бизнеса.