Введение:
Актуальность темы исследования. Энергетика является для экономики России ключевой отраслью. Это определяется приоритетным развитием отраслей энергетики, испытавшим по сравнению с другими отраслями наименьший спад производства в период проведения экономической реформы, их высоким ресурсным потенциалом, определяющей ролью в обеспечении валютных и бюджетных поступлений. Несмотря на увеличение показателей работы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в 2001г. по сравнению с 2000г., ситуация в энергетике России остается сложной. Две трети основных производственных фондов ТЭК выработали свой ресурс. Энергетика остро испытывает потребность в инвестициях.
При планово-распределительной системе энергетический комплекс постоянно получал крупномасштабные капиталовложения из государственного бюджета. В современных условиях, предприятия энергетических отраслей не могут рассчитывать на постоянные долгосрочные государственные вложения и кредиты, а вынуждены ориентироваться на самостоятельный поиск источников финансирования.
Опыт последних десятилетий показал, что инвестиции являются основополагающим фактором функционирования и развития всех отраслей экономики любого государства.
Особое значение инвестиции имеют в странах с переходной экономикой, где для достижения стабильного роста требуются большие капитальные вложения, а инвесторам приходится действовать в условиях повышенного риска, вызванного отсутствием макроэкономической стабильности и устоявшихся финансовых институтов. Следовательно, эффективная организация процесса принятия инвестиционных решений на различных уровнях в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем в Российской Федерации.
Глава 3:
Для активизации и повышения эффективности инвестиций в топливно-энергетическом комплексе автор диссертации считает необходимым осуществление следующих предложений:
■ предоставление государственных гарантий по инвестиционным займам
компаний, не имеющих бюджетной задолженности, на основе с ними
долгосрочных договорных соглашений, обеспеченных активами компаний
или поставками продукции, источниками получения которой являются эти
инвестиционные займы;
■ формирование института «проектных» государственных гарантий,
обеспеченных будущей государственной долей прибыльного
углеводородного сырья в проектах СРП (соглашения о разделе
продукции);
■ формирование Государственного резерва углеводородного сырья,
определенная часть которого могла бы выполнять роль залогового фонда
товара высокой ликвидности при организации финансирования
инвестиционных проектов;
■ предоставление для производителей конкурентоспособного нефтегазового
оборудования «целевые» госгарантии, обеспеченные частью будущей
добычи нефти и газа, полученной за счет применения указанного
оборудования;
■ законодательное закрепление положения о государственных гарантиях
инвестиций в объекты электроэнергетики стоимостью более 50 млн.
долларов США;
■ прдоставление косвенных гарантий путем разработки механизма
льготного кредитования Центробанком России на создание и
реконструкцию объектов энергетики, адекватно МБРР: ставка кредита
10%, отсрочка выплаты кредитных ссум на 5-7 лет, срок возврата
кредитов в зависимости от характера объекта от 5 и более лет.
Автор диссертации особое место отводит вопросам предоставления гарантий для инвесторов на уровне администраций областей. Для этого автор
150
считает необходимым, чтобы в каждой области были приняты соотвествующие нормативные документы, например закон «Об инвестиционной деятельности в области», который дополнял бы и расширял существующую законодательную базу, регулирующую отношения, возникающие в процессе инвестиционной деятельности между ее субъектами для обеспечения роста инвестиций и повышения эффективности их использования. В данном законе должны быть закреплены определены объекты инвестиционной деятельности, направления стимулирования, льготы инвесторам, предприятиям и организациям, гарантии инвестиций и другие положения, регулирующие права области по стимулированию инвестиционной деятельности за счет предоставленных льгот по налогам в части, зачисляемой в бюджет области. По инвестиционным проектам, представляющим социальную значимость для населения области (проекты газификации, теплоснабжения), органами государственной власти области должны выступать гарантом. Порядок предоставления гарантий и поручительства должен определяться постановлением Главы администрации области.
Заключение:
Исследуя проблему эффективности инвестиций в энергетике при переходе к рыночным отношениям, автор рассмотрел вопросы:
■ современного состояния энергетического комплекса и его
инвестиционного потенциала;
■ анализа эффективности реальных инвестиций в энергетике;
■ формирования путей повышения эффективности размещения и
использования инвестиционных ресурсов в ТЭК
и сделал следующие выводы и предложения:
1. Для раскрытия сущности и необходимости инвестиций как
экономической категории автор приводит понятие инвестиционной
сферы.
Инвестиционная сфера — вся совокупность связей и отношений по реализации инвестиций в различных формах на всех структурных уровнях экономики.
Автор обращает внимание на то, что инвестиционная сфера -ключевой элемент экономической системы, значение которого определяется тем, что именно здесь формируются важнейшие пропорции экономики: между накоплением и потреблением, накоплением и инвестированием, инвестированием и приростом капитальных стоимостей, вложениями и их отдачами, межотраслевая структура.
2. Для более подробного прояснения экономической природы
инвестиций, необходимо классифицировать их по различным
признакам.
В диссертации предлагается классификация инвестиций, учитывающая цели исследования.
152
Преимущество предложенной диссертантом классификации заключается в том, что она, во-первых, учитывает отраслевую принадлежность в рамках топливно-энергетического комплекса; во-вторых, дает реальное представление на какие цели предприятие будет расходовать средства (инвестиции); в-третьих, определяет возможный эффект от проведения инвестирования